ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ , ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2022 Г

144 Эти положения обусловливают необходимость выявления уровневых харак- теристик тренируемости, в первую очередь с целью отбора адекватных средств подготовки и, как следствие, повышение эффективности тренировочного про- цесса. При этом следует иметь в виду, что для одних морфофункциональных показателей физического потенциала начинающего спортсмена, на которые направлены тренировочные воздействия, характерна узкая норма реакции; они в среднем незначительно изменяются даже при заметных колебаниях внешних условий, в том числе при длительной тренировке (например, длина тела, гомео- статические свойства крови, состав мышечных волокон в скелетных мышцах, ти- пологические особенности нервной системы и др.). Другим показателям при- суща широкая норма реакции, допускающая значительные изменения в фено- типе (например, масса тела, количество митохондрий в мышце, показатели внешнего дыхания, многие характеристики кровообращения и др.). Исследование индивидуальных особенностей спортсменов и степени их тренируемости выявили среди них высокотренируемых с высокой степенью адаптации и низкотренируемых с низкой степенью адаптации. Высокотренируе- мых спортсменов отличает рациональная функциональная адаптация с физиоло- гически оптимальными внутрисистемными и межсистемными взаимосвязями, благодаря чему у них происходит значительно больший прирост основных спор- тивных показателей [6, 10]. Высокая тренируемость позволяет также сохранить здоровье спортсменам. Причинами низкой тренируемости чаще всего называют следующие фак- торы [5, 6, 12]. 1. Выбор вида спорта, не адекватного врожденным способностям. 2. Выбор спортивной специализации, не вполне соответствующей морфо- функциональным характеристикам спортсмена. 3. Ошибочный выбор стиля соревновательной деятельности. Под влиянием этих факторов в организме спортсмена формируется ирраци- ональная система адаптации. В результате у спортсмена увеличивается продол- жительность периода адаптации к нагрузкам, замедляется рост и снижается уро- вень спортивного мастерства, ухудшается состояние здоровья. Дифференциация начинающих спортсменов с учетом перечисленных осо- бенностей создает основу для проектирования педагогического подхода к их обучению и тренировке, правильного подбора и систематизации упражнений, выбора адекватного стиля, создания алгоритмов прогнозирования и моделирова- ния успешности соревновательной деятельности, что в совокупности характери- зует направленность на повышение эффективности тренировочных занятий, а тренируемость можно рассматривать как одно из важных предпосылок повы- шения эффективности тренировочного процесса. Эффективность спортивной подготовки непосредственно связана с моти- вами занятий избранным видом спорта и мотивацией тренировочного процесса и соревновательной деятельности. По сути дела для рассмотренной выше трени- руемости и ее свойств изменять функциональные возможности организма спортсмена мотив и мотивация, как мы думаем, являются побудительными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=