ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ , ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2022 Г

125 – уровень соревновательного мастерства (соревновательная работоспособ- ность, реализация технического и тактического мастерства, соревновательная сообразительность, мотивы деятельности); – умение преодолевать трудности и сомнения (непривычность обстановки, климатические и физические факторы, психологические воздействия); – своевременное и постоянное управляющее воздействие руководителей и коллектива; – прочность морально-психологических качеств (полное доверие к тренер- скому составу и руководству команды; сплоченность коллектива); – знание о противнике и о своих возможностях, материально- техническое обеспечение. По мнению А. Н. Сажина, в видах спортивной борьбы защитные действия соперника являются основным сбивающим фактором, таким образом, сумма надежности атаки борца и надежности защиты его соперника равна единице [10]. При этом автор указывает, что под надежностью технического действия в спор- тивной борьбе следует понимать способность борца проводить технические дей- ствия (приемы) в соревновательном поединке на соперниках, не уступающих ему в классе, с заданной результативностью, которая выражается в показателях: средний балл за атаку, коэффициент надежности атаки, интегральный показатель уровня атаки. Ю. И. Смирнов, И. И. Зулаев [12] подчеркивают, что в отличие от спор- тивно-технической, тактической, психической надежности, специфика соревно- вательной надежности определяется потребностью в безотказном выступлении в соревнованиях соответствующего ранга с заданной результативностью в усло- виях сбивающих полей спортивной конкуренции в течение всего состязания. Авторы считают, что основой для построения теории соревновательной надеж- ности является глубокое изучение вероятности избыточности организации (ре- зервирования) возможностей спортсмена в достижении соревновательной цели, а уровень соревновательной надежности определяется следующими факторами: надежностью используемых технико-тактических средств и приемов; рацио- нальностью распределения задач, решаемых в ходе соревновательной деятель- ности; наличием различных видов избыточности возможностей спортсмена (фи- зической, технико-тактической, материальной). Проведенный анализ показывает, что освоение соревновательной деятель- ности и формирование надежности соревновательной деятельности на началь- ном этапе подготовки – это разные, но одновременно протекающие процессы. Их разграничение на этом этапе определяется действием разных причин: объек- тивные причины для освоения деятельности – это конкуренция и соперничество, для надежности - тренируемость и повышение тренированности. В то же время эти категории на начальном этапе подготовки существуют как возможность. Для превращения их в действительность необходимы соответствующие условия. К таким условиям мы относим содержание учебного материала, материальную инфраструктуру и методику тренировки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=