Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 44 УДК 372.4 ББК 74.2 Гладнева Светлана Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) gladsg@yandex.ru ПОСЛОВИЦЫ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Аннотация. Статья посвящена раскрытию образовательного и воспитатель- ного потенциала пословиц и крылатых выражений о здоровом образе жизни. Рас- сматривается возможность использования пословиц и крылатых выражений для формирования у младших школьников ценностей здорового образа жизни. Ключевые слова: формирование ценностей здорового образа жизни, начальное образование. Формирование привлекательности здорового образа жизни традиционно признается общественно значимой задачей образования. Начальная школа – важ- ный период как в становлении привычек здорового образа жизни, так и в форми- ровании у подрастающего поколения системы здоровьесберегающих ценностей. Эта значимость закреплена в нормативных документах, регулирующих начальное образование, и, прежде всего, во ФГОС НОО. Согласно образователь- ному стандарту начального общего образования, в 1–4 классах школы необхо- дима комплексная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Комплексность данной программы проявляется в том, что, наряду с формированием знаний, большое внимание в ней уделяется формированию установок, личностных ориентиров и норм поведения [3]. Данное утверждение соотносится с понятием «формирование ценностей». В настоящее время понятие «ценность» является основой аксиологического подхода к образованию. В аксиологии понятие «ценность» характеризуется дво- яко: и как критерий выбора из альтернативных решений, и как характеристика внутренних потребностей человека [4, с. 88]. Согласно определениям М. С. Ка- гана, А. Я. Боева, под ценностью понимается положительная значимость объекта для субъекта [1, с. 11]. Процесс формирования ценностей имеет характер их присвоения, «инте- риоризации». Данный процесс состоит из трех уровней: когнитивного, эмоци- онального, поведенческого. Присвоенные ценности являются ориентиром по- ведения человека. Задача образования – отобрать для включения в содержание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=