Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 309 деятельности. В этом возрасте ребенок может многие действия выполнять само- стоятельно, замечать действия других детей, повторять за ними. Начиная с че- тырёх лет дети проявляют больший интерес к сверстникам, могут оценивать их и свои действия. Возрастающая познавательная активность, стремление к само- стоятельности и высокий авторитет взрослого, значимость его оценки, позволяет педагогу формировать устойчивые навыки и привычки. . К пяти годам дети уже способны понять простейшие причинно-следственные связи и педагог начинает формировать представления о факторах, влияющих на здоровье. Когда дети достигают старшего дошкольного возраста перед педагогом стоят уже более конкретные и широкие задачи, так как именно в этот период воз- никают предпосылки развития словесно-логического мышления, а психические процессы становятся более произвольными. Ребенок уже может брать на себя от- ветственность, давать оценку не только действиям окружающих, но и своим по- ступкам. Поэтому к концу дошкольного возраста у детей формируется представ- ление о средствах укрепления здоровья, туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте. Дошкольник может следить за своей осанкой, по- нимает, для чего необходимо заниматься физкультурой, спортом и правильно пи- таться, как можно сохранить здоровье. Немаловажно, что в задачах и содержании ФОП ДО для этого возраста, делается акцент на понимание детьми ценности жизни и здоровья, подчёркивается, что дети должны бережно относиться и забо- тится не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности не только ради своей безопасности, но и ради других людей, стремиться оказывать помощь и под- держку другим людям, проявлять эмпатию и сострадание, оказывать помощь, что является важнейшим для воспитания духовно-нравственной личности. Таким образом, можно выделить три ключевых компонента формирования основ здорового образа жизни предусматривающих: 1. Систему элементарных представлений об особенностях внешнего строе- ния тела человека: органах движения и восприятия (слух, зрение, осязание, обоняние), их значение в жизни человека, способы охраны и укрепления, преду- преждение травматизма; представлений факторах, положительно влияющих на здоровье, правильном питании, физической культуре и спорте, правилах и нор- мах поведения безопасного для здоровья; мерах профилактики заболеваний и по- лезных привычках на уровне доступном ребену дошкольного возраста. 2. Осознание важности и ценности здоровья, понимание его зависимости от воздействия различных факторов; воспитание стремления избегать опасных си- туаций, беречь свое здоровье и здоровье других людей, ответственности за со- стояние здоровья, наличие стойких установок на соблюдение норм и правил здо- рового образа жизни. 3. Соблюдение норм и правил здорового образа жизни независимо от обсто- ятельств, влияния других людей на основе убеждений [1]. В дошкольном возрасте еще преждевременно говорить о том, что дети спо- собны в полной мере овладеть нормами, правилами и осознанно их соблюдать,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=