Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 297 ческого развития; дефекты речи, зрения и слуха. У детей с ДЦП нарушается вы- страивание межполушарных связей, формирование которых происходит по- этапно у детей до 12–15 лет [3, c. 5]. Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария и каждое из них выполняет свои собственные функции. Для нор- мальной работы психики необходимо взаимодействие полушарий. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом при ДЦП, без сопутствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи [2, с. 43]. Современная наука и практика убедительно доказали, что в подавляющем большинстве случаев, при наличии у детей ДЦП (детского церебрального пара- лича), независимо от применяемых медикаментозных и операционных методов лечения, обязательным является проведение адаптивной физической культуры (физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья). Адап- тивная физическая культура позволяет формировать и развивать двигательные умения у таких детей, повышать их интеллектуальное развитие и социальную приспособленность [4]. Образование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппа- рата (ДЦП), предусматривает создание для них адаптированной, полифункцио- нальной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, а также лечение, оздоровление, воспитание и коррекцию наруше- ний развития, и их социальную адаптацию. Важным видится использование в работе заданий, способствующих поддер- жанию максимальной активности соматосенсорных систем, сенсорных модаль- ностей; развитию общей и мелкой моторики; уточнению временных и простран- ственных представлений; стимулированию познавательной деятельности, фор- мированию и совершенствованию эмоционально-волевой сферы, и освоению различных способов переработки информации. Бесспорно, на сегодняшний день выпускаемое промышленностью обору- дование, инвентарь и пособия разнообразны, но не всегда соответствуют по- ставленным образовательным и коррекционным задачам, особенно когда необ- ходимо вести поливекторную коррекцию. В арсенале учителя адаптивной фи- зической культуры существует ряд эффективных методических приемов и средств. Однако, оказывая коррекционно-педагогическую помощь детям в школе, часто сталкиваешься с тем, что учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП) очень быстро утомляются на занятиях, имеют пониженную работоспособность, истощаемость, как мышечную, так и интеллектуальную, низкую концентрацию внимания. Поиск эффективной по- мощи детям с ДЦП обусловил создание данного авторского комплекса по кор- рекции и реабилитации специфических двигательных нарушений функций опорно-двигательного аппарата (дисфункций рук), влияющих на успешность ребенка функционирования в социуме.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=