Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 289 период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки боль- шой объем информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жестким контролем и регламентацией режима [1; 5]. В начале обучения происходит изменение социальной роли студента, кор- ректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость регу- лировать свое поведение, приспосабливаясь к более жестким требованиям выс- шей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним – обустраивать быт, что приводит к трудностям в адаптации. Высокая учебная нагрузка, которая к тому же сопровождается трудностями адаптации, строгость преподавателей может приводить к депрессии и дезадаптивному состоянию, со- провождаясь, согласно литературным данным, тревожными и депрессивными расстройствами [8]. Расстройство адаптации (РА) – это дезадаптивная реакция на психоэмо- циональный стресс, которая регистрируется через 3 месяца после воздействия стресса и прекращается после окончания его воздействия. При постоянно дей- ствующем стрессе расстройство может продолжаться как угодно долго [3; 6]. Никто не застрахован от попадания в жизненные ситуации, которые могут яв- ляться экстремальными и опасными для личности и здоровья. Учитывая ситу- ацию на Донбассе на протяжении последних десяти лет, особое внимание сле- дует уделять оценке психоэмоционального состояния студентов. Распростра- ненность РА среди студентов, по данным разных авторов, составляет от 14 до 21 % [1; 7; 8]. Проявления РА различны, но чаще выявляются тревожные, депрессивные симптомы и их комбинации. РА с депрессивным характером проявляются де- прессивным настроением, страхом и чувством фрустрации; с тревожным настро- ением – сердцебиением, дрожанием, ажитацией; со смешанными эмоциональ- ными чертами – комбинацией тревоги и депрессии (DSM- ІІІ R) [2; 11]. На сего- дняшний день факторы возникновения РА у студентов остаются недостаточно изученными, что определяет актуальность данной проблемы. Цель исследования: выявление у студентов тревожной и депрессивной симптоматики, установление частоты встречаемости и причин их возникно- вения. Материалы и методы. Нами было проведено анкетирование на доброволь- ной основе 167 студентов 1 курса в возрасте 17–25 (19,8±1,8) лет (68 лиц муж- ского и 99 женского пола), обучающихся в ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки, которое включало в себя вопросы социально-бытового статуса и образа жизни. Для выявления РА использовали экспресс-методику оценки психического состо- яния: уровень тревоги и депрессии по шкале Бека, которая содержит 21 катего- рию симптомов из числа наиболее часто встречающихся у пациентов с депрес- сией. Опросник заполняется респондентом самостоятельно. Диагноз устанавли- вался на основании критериев рубрики F43.2 МКБ-10. Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с ис- пользованием пакетов лицензионных программ Microsoft Excel 6.1/ prof.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=