Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 271 нуждаются в адресном и целенаправленном развитии коммуникативных и диа- гностических компетенций. Систематическое включение студентов в групповые дискуссии, дебаты, диспуты дает субъективный опыт выбора варианта ответа, аргументации своей позиции, «эмпатического» слушания оппонента, критиче- ского мышления, поведения в ситуации неопределенности. Будущие учителя стараются обосновать логику своего ответа, остаться в пространстве обсуждаемой темы, не выходить за ее пределы. Эффективность проведения групповых дискуссий зависит от таких факторов, как информиро- ванность студентов по обсуждаемой теме; корректность поведения участников; соблюдение каждым регламента выступления и Правил дискуссии; доброжела- тельная атмосфера, положительный эмоциональный фон. Диалоговые, игровые, тренинговые, проектные технологии наиболее адекватны студенческому воз- расту и особенностям современных студентов. Важно также, что использование этих технологий позволяет стимулировать развитие у будущих учителей физи- ческого воспитания самостоятельности, независимости, инициативности, креа- тивности, умения корректно отстаивать свою позицию, включаться в коммуни- кативные ситуации. Подготовка будущих педагогов физического воспитания связана с формированием у них толерантного отношения к детям с особенно- стями здоровья и к их родителям, с развитием установки принятия «особого» ре- бенка, готовности к сотрудничеству, способности выходить в рефлексивную по- зицию. Анализ кейсов, дилемм, психолого-педагогических ситуаций позволил студентам накопить опыт выбора и оценки вариантов поведения учителя в слож- ной ситуации, а также обобщить наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми в инклюзивном образовании. Уроки физической культуры, внеклассные спортивные мероприятия создают пространство для включения ребенка с ОВЗ в игровую, учебную, волонтерскую деятельность с одноклассниками, для кор- рекции его поведения, превенции возможных девиаций [2, 3]. Учителя физического воспитания имеют практические возможности для того, чтобы каждый ребенок, в том числе и школьник с проблемами физического или психического здоровья, мог реализовать и развить свой нравственный по- тенциал. Целесообразно предварительно спроектировать такие ситуации, в кото- рых ребенок может проявить лидерские качества, решительность, инициатив- ность, креативность, ответственность. В сфере внимания учителя физической культуры не только развитие у учащихся двигательных умений, координация движений, но и стимулирование личностных свойств (любознательность, чест- ность, настойчивость). Урок физической культуры осуществляется педагогом с учетом возрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей школьников, состояния его физического и психологического здоровья, но не ме- нее важно принимать во внимание национальную специфику. Учащийся из се- мьи мигрантов может познакомить своих одноклассников с национальными иг- рами, соревнованиями, демонстрируя особенности своей культуры. При взаимодействии с «особым» ребенком учитель физического воспитания должен активизировать работу по обеспечению его травмобезопасности. Урок

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=