Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 270 эмоционально-ценностного, операционально-деятельностного и конативного компонентов. Эмоционально-ценностный компонент готовности будущего учи- теля физической культуры представлен безусловно позитивным отношением к ре- бенку с особыми образовательными потребностями, к школьнику-мигранту, к ин- клюзии как одной из эффективных моделей организации урока. Операционально- деятельностный связан с использованием: приемов и технологий предупрежде- ния и разрешения конфликтов; техник активного слушания; адекватной оценкой различных видов риска. Особенно важно грамотно проектировать для особого ребенка на уроке физического воспитания ситуации успеха. Конативный (пове- денческий) компонент предполагает: деятельность учителя по созданию психо- логически безопасной образовательной среды на своем уроке, по стимулирова- нию доверительных отношений с «особым» ребенком, гибкое, «эластичное» по- ведение педагога, включающее использование разных моделей и стилей обще- ния [1, 3, 4]. Развитие готовности студентов взаимодействовать со школьниками в ситу- ации инклюзии осуществляется в процессе изучения комплекса психолого-педа- гогических дисциплин, методики преподавания физического воспитания, кон- фликтологии, разнообразных элективных курсов: («Педагогика и психология ин- клюзивного образования», «Конфликты в инклюзивном образовании»), а также в ходе производственной практики. Среди заданий педагогической практики особое место занимали задания, связанные с описанием конфликтов, ситуаций школьного насилия, которые студенты непосредственно наблюдали на уроках физического воспитания или на внеклассных спортивных соревнованиях. Эти ситуации студенты отразили в своих итоговых отчетах по результатам педагоги- ческой практики, они были также включены в контент семинарских и практиче- ских занятий по возрастной, социальной, педагогической психологии, практиче- ской педагогике. На основе наблюдаемых студентами ситуаций проводились групповые дискуссии, раскрывающие широкий спектр возможностей учителя повлиять на участников конфликта, предотвратить буллинг, изоляцию ребенка с проблемами физического и психического здоровья. Производственная практика существенно обогатила эмпирический опыт студентов, их знания о системе ин- клюзивного образования, задачах, методах и средствах психолого-педагогиче- ского сопровождения. Важно также познакомить студентов с характерными осо- бенностями тех или иных заболеваний, наиболее часто встречающихся в школе, с особенностями детей, имеющих ограниченные возможности физического или психического здоровья, рассмотреть способы поддержания и сохранения их здо- ровья. Отсутствие в классе ресурсных учителей, узких специалистов (тифлопе- дагогов, сурдопедагогов, дефектологов, медиков) ставит учителя перед необхо- димостью, хотя бы в общих чертах, понимать специфику заболевания ребенка. Особую значимость в подготовке будущих учителей физической культуры к вза- имодействию с детьми в инклюзивном пространстве имели диалоговые, игро- вые, тренинговые, проектные технологии. Будущие учителя физической куль- туры в большей степени, чем студенты гуманитарных направлений подготовки,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=