Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 269 у «особых» школьников коммуникативных компетенций; психологическая, дидак- тическая, аксиологическая, технологическая неготовность учителей физической культуры эффективно взаимодействовать с ребенком, имеющим особые образова- тельные потребности. Интерес к инклюзивному образованию продолжает возрастать среди пред- ставителей психолого-педагогического, медицинского, спортивного сообщества. Актуальность и перспективность этой проблемы связана со значительным уве- личением степени инклюзивности образовательной среды, что обусловлено, с одной стороны, тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков, с другой, постоянным ростом трудовой миграции [2, 3]. Значительная часть учителей физической культуры недостаточно подготов- лена к успешной профессиональной деятельности в инклюзивном образовании: педагоги испытывает трудности при решении конфликтов здорового ребенка и его «особого» одноклассника, не знают индикаторы и маркеры, показывающие наличие буллинга и моббинга, жертвы школьного насилия в классе. Психолого-педагогические исследования убеждают, что жертвой эмоцио- нального или физического насилия чаще становится ребенок с особыми образо- вательными потребностями, ученик из семьи мигрантов. Учитель физической культуры должен предварительно иметь информацию о заболеваниях детей, ко- торые учатся в данном классе. Среди психических отклонений в развитии младших школьников чаще всего наблюдаются РАС, задержка развития, интеллектуальная отсталость. Будущим учителям физического воспитания полезно хотя бы в общих чертах представлять себе специфические особенности дезонтогенеза этой категории школьников. Для детей с расстройством аутистического спектра характерны нарушения в поведении и коммуникации, что необходимо учитывать, включая их в общую командную деятельность на уроках физической культуры. В целом, аутистов от- носят к группе детей с минимальными ограничениями по физической культуре, но необходимо обращать внимание на степень развития РАС. При общении со школьниками, имеющими задержку умственного развития, особенно важно снизить уровень их тревожности, предупредить стресс, создавая на уроках психологически безопасную комфортную атмосферу. Акцент при вза- имодействии с этими учащимися целесообразно делать на развитие их любозна- тельности, познавательного интереса, расширение кругозора, общей эрудиции, регулярно стимулируя координацию и двигательную активность детей. Среди типичных заболеваний сегодняшних учеников сахарный диабет пер- вого типа, сколиоз, болезни желудочно-кишечного тракта, близорукость, аллер- гические реакции. Для создания на уроках физической культуры допустимых нагрузок для детей с ограниченными возможностями здоровья, учитель должен понимать особенности самочувствия школьников. Подготовка выпускников университета к профессионально-педагогической деятельности в инклюзивной среде – это длительный процесс, включающий тео- ретические и практические аспекты, ориентированный на развитие когнитивного,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=