Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 258 УДК 796.332.4 ББК 60.99 Умнякова Нина Львовна кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) umnykova@rambler.ru ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Аннотация. В статье рассматривается опыт организации и проведения заня- тий по футболу с детьми с интеллектуальными нарушениями (легкой и средней сте- пенью умственной отсталости) в условиях центра социальной реабилитации. Пред- ставлено планирование программного материала, проведена оценка развития общей и специальной физической подготовки, определены особенности проведения. Ключевые слова: социальная реабилитация, дети с умственной отсталостью, адаптивная физическая культура. Футбол один из самых популярных видов спорта во всем мире. Он дает де- тям возможность развивать физические и социальные навыки, такие как коорди- нация движений, командный дух и сотрудничество [2]. Анализ научно исследовательских работ А. С. Махова [3], Д. Е. Никифорова [4], Е. В. Никонова [5] А. А. Рязанова [6], Г. Н. Яцун [7] показал эффективность развития физических и социальных навыков у детей с интеллектуальными нару- шениями при применении средств футбола. Авторы единогласно отмечают необ- ходимость разработки индивидуальных программ обучения, которые учитывают возможности и потребности каждого ребенка, обеспечивают в первую очередь комфортную и безопасную атмосферу, а также сотрудничество с родителями или законными опекунами детей. Обучение и воспитание детей со средней и тяжелой умственной отстало- стью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в учреждениях соци- альной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рас- сматриваются как инвалиды с детства. При этом А. М. Бражник [1] отмечает, что, ежегодно число таких детей возрастает примерно на 5 %, такие дети не обуча- ются в общеобразовательных организациях, а в реабилитационных центрах со- циально-педагогической деятельности отводится второстепенная роль. В то же время Н. В. Сычева [7] отмечает, что оказанием помощи в реаби- литации и абилитации является прохождение медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абили- тации (ИПРА), при этом нет конкретики кто определяет данные услуги, только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=