Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 246 1. Точное определение и регулирование пространственных, временных и ди- намических параметров движений. 2. Умение поддерживать статическое равновесие (позу) и динамическое рав- новесие при движениях. 3. Выполнение двигательных действий с минимальной мышечной напряжен- ностью (скованность) [1]. Координация движений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью отличается определенными особенностями развития. Как отмечает Дудьев В. П., психомоторика у детей с нарушениями интеллекта имеет свои осо- бенности и специфику развития. Для них характерны такие недостатки двигатель- ных навыков, как: отсутствие согласованности движений и нарушение их произ- вольности, нарушение координации, неловкость, скованность; значительные нарушения мелкой моторики, зрительно-моторной координации; нарушение ми- мики, синкинезии, нарушение артикуляционных движений и произношения [2]. Без соответствующего коррекционного воздействия двигательные рас- стройства сглаживаются недостаточно. Согласно исследованиям, психомото- рика детей с интеллектуальными нарушениями отличается своеобразием не только в сравнении с нормально развивающими сверстниками, но и внутри но- зологической группы «умственная отсталость» [3]. Именно поэтому необходима диагностика. Отечественная психология располагает достаточным объемом психодиагно- стического инструментария для изучения уровня развития точности координации движений детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недо- статочность. Это тесты Н. И. Озерецкого, пробы Ромберга, тест Фога и другие. Диагностическая программа включает в себя методики, позволяющие мак- симально качественно изучить характер нарушений. На точность координации движений влияют такие компоненты как: статическая координация – нарушение равновесия в положении стоя; одновременные движения; сила движений и син- кинезии; скорость движений; динамическая координация – нарушение равнове- сия в положении стоя, выраженное нарушением координации движений [5]. Проведённое нами исследование показало: у младших школьников с ум- ственной отсталостью слабо развита точность координации движений: недо- статочно развита статическая и динамическая координация. Дети испытывают сложности с управлением своими движениями как в покое, так и в движении, что затрудняет их выполнение обычных повседневных задач. Кроме того, низ- кая скорость и слабая сила движений также свойственны этой категории детей, что дополнительно ограничивает их возможности участвовать в физических активностях и спорте. Это может негативно сказываться на их физическом здоровье и общем психологическом благополучии. Синкинезии и нарушения одновременных движений, обнаруженные в ходе нашего исследования, также являются серьезными препятствиями для детей с умственной отсталостью. Эти нарушения могут существенно затруднять обучение, участие в игровых и спортивных мероприятиях, а также выполнение обычных повседневных задач.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=