Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 245 УДК 159 ББК 88.2 Степанова Наталия Анатольевна кандидат психологических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) stepanova_na@inbox.ru СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Аннотация. В статье рассматриваются особенности психомоторного разви- тия у школьников с умственной отсталостью, а именно проблемы формирования ко- ординации движения. Представлена диагностическая программа и проанализированы результаты, свидетельствующие о недостатках формирования двигательных навы- ков у школьников с умственной отсталостью. Ключевые слова: психомоторное развитие, координация движений, недостатки двигательных навыков, школьники с умственной отсталостью, коррекционное воздей- ствие. Проблема изучения психомоторных качеств у детей не является новой, од- нако многие вопросы остаются до конца не проработанными. Среди многих про- блем, требующих дальнейшего решения, можно выделить те, которые связаны с изучением психомоторных качеств, а конкретно точности координации движе- ний как показателя психомоторного развития. В младшем школьном возрасте происходит совершенствование координа- ции, вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы. Изучение различных аспектов координации движений как компонента пси- хомоторики проведены многими учеными, среди которых Р. Д. Бабенкова, Н. И. Озерецкий, А. М. Максименко, В. И. Лях и другие. Исследования ученых помогли развить представление о психомоторике и координации движений, выделить важные критерии и факторы их оценки, а также определить особенности психомоторного развития человека. Координация движений определяется как точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего тела, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков борьбы противоположно действующих антагонисти- ческих мышц. Как отмечают Бабенкова Р. Д. и Боброва Л. И., к координационным ком- понентам относят способность ориентироваться в пространстве, равновесие, ре- акция, способность к ритму, перестроению движений, а также вестибулярную устойчивость. Их можно разделить на три группы:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=