Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 238 Туризм как средство здоровьесбережения детей имеет ряд таких эффектов как: – оздоровительный эффект. Циклический характер нагрузки в походе спо- собствует развитию у детей выносливости, укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательные системы, повышается тонус мышц. Происходит закаливание ор- ганизма, сами условия похода не дают организму расслабиться и заболеть, моби- лизируя его, открывая возможности, о которых ребёнок даже и не знал; – познавательный эффект. Туризм позволяет расширить кругозор, совершая походы по историческим и краеведческим местам родного края, обогащает ду- ховную жизнь детей; – воспитательный эффект. В туристическом походе вырабатываются такие умения и качества как коллективизм, умение преодолевать трудности, оказывать помощь своим друзьям и товарищам. Так же развивается сила воли, настойчи- вость и упорство [1]. Будь-то просто прогулка за город, экскурсия по памятным или значимым местам или пеший поход – подразумевают под собой двигательную деятель- ность, определённую двигательную работу – прохождение намеченного марш- рута. И это не просто “шагистика”, это активная деятельность, результатом ко- торой становится физическое, интеллектуальное и духовное развитие. Ещё П. Ф. Лесгафт говорил, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости. Важным преимуществом различных форм туризма является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой их применения. Воз- можность следовать этим знаниям является необходимым и действенным ком- понентом воспитания. Любой выход на природу позволяет поставить детей в уникальные условия, когда абстрактные идеи норм поведения приобретают обусловленную реальность, а в условиях туристского похода, деятельность каждого члена группы тесно переплетена с деятельностью других и взаимообу- словлена. При этом воспитывается чувство ответственности не перед абстракт- ным человеком, а перед конкретными людьми, которые вместе с тобой “терпят нагрузку”, что увеличивает надежность воспитания морально-нравственных и волевых качеств. Элементы туристической подготовки используются в школьных “Зарни- цах”, спортивном ориентировании и других мероприятиях. На уроках физиче- ской культуры так же важно использовать средства туризма, превратив, напри- мер, обычный монотонный кроссовый бег в беговые действия с активным вклю- чением интеллектуальной составляющей. По команде учителя дети включаются в решение задач, например, связанных с определением оптимального маршрута. С одной сторон, это заставляет активизировать все анализаторы, с другой сто- роны - высокий эмоциональный подъём. Ведь ориентирование – это интеллекту- альный вид спорта, в котором учащийся не просто бежит, а размышляет, анали- зирует пройденное расстояние, сверяется с картой или компасом. А ведь ими тоже нужно правильно уметь пользоваться. Такие уроки проводятся на улице,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=