Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 234 В общеразвивающих упражнениях нет слитности и динамичности, как в ос- новных движениях, в которых предыдущая фаза определяет последующую. По- этому упражнения могут выполняться с разным мышечным напряжением, раз- ной скоростью, амплитудой. Вследствие этого они легко дозируются и позво- ляют обеспечить оптимальную нагрузку для каждого ребенка. Четкий ритм, строгая дозировка, чередующееся повышение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердеч- ной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность его сокращений. Общеразвивающие упражнения положительно воздействуют на нервную систему ребенка. Быстрота реакции, координация движений, осознанное их вы- полнение, а также использование предметов и пособий, совершенствуют навыки управления движениями и стимулируют умственное развитие дошкольников. Выполняя упражнения, дети овладевают специальной физкультурной и про- странственной терминологией, выделяют причинно-следственные связи. Движения, выполняемые под музыку, влияют на эмоциональное состояние детей, выразительность движений, способствует воспитанию грациозности и пла- стичности. Музыкальное сопровождение определяет амплитуду движений, что способствует формированию двигательных навыков. При этом движения стано- вятся более координированными, отражающими характер музыкального произве- дения. Обычно общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует воспитанию организованности и дисциплинированности детей. При разностороннем оздоровительном влиянии общеразвивающих упраж- нений на детский организм, особое значение приобретают те движения, которые могут выполняться в парах или небольших подгруппах. Так как они требуют вы- сокой концентрации внимания и мышления для согласования действий партне- ров, хорошей координации, развития уровня ловкости и установление коммуни- кации. Выполнение парных общеразвивающих упражнений возможно только в старшем дошкольном возрасте. При этом, как показывает практика, педагоги дошкольных образовательных организаций уделяют недостаточное внимание парным упражнениям, не в полной мере используют их потенциал. Причин тому видится несколько. Во-первых, это трудности, которые возникают при организации детей и проведении самих упраж- нений. Во-вторых, отсутствие методической литературы по проведению парных упражнений и, как следствие, недостаточный уровень подготовки педагогов. Анализ методической литературы показал, что отдельные комплексы упражнений для выполнения их в парах представлены только в книге П. П. Бу- цинской, В. И. Васюковой, Г. П. Лесковой «Общеразвивающие упражнения в детском саду», датированной 1985 годом с переизданием в 1990 году [1]. Но и в ней нет методических рекомендаций по проведению этих упражнений. Обзор публикаций, размещенных в электронной библиотеке, так же показал лишь пе- речисление некоторых отдельных движений, которые могут быть выполнены детьми в парах. Налицо противоречие между значимостью проведения парных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=