Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 232 опускают его составные части. Для них характерен недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формиро- вании мелкой моторики рук (недостаточная координация пальцев рук). Двига- тельная активность ребёнка помогает интенсивнее развивать его речь, а с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи. Работа в детском саду инструктора по физической культуре начинается с диагностики и планирования коррекционно – воспитательного воздействия на таких детей. Учитель-логопед в начале учебного года знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психо- логической характеристикой, возрастными особенностями. Выявляется уровень психоречевого развития каждого ребенка. Совместно специалисты определяют цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляют планы ин- дивидуально-коррекционных занятий [2]. Таким образом, развитие речи ребёнка и его двигательная функция взаимо- зависимы. Детям с нарушением речи присуще отставание в развитии двигатель- ной сферы. Это подтверждают многие ученые. У детей двигательная недостаточ- ность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенно- сти в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и лов- кости их выполнения. Для эффективной коррекции речевых нарушений детей необходимо сочетать элементы речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. Литература 1. Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы пятна- дцатой Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием (Томск, 29–30 марта 2012 г.). Томск : Изд-во ТГПУ, 2012. С. 322. 2. Вареник Е. Н., Корлыханова З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое раз- витие дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физ- культуре. М. : ТЦ «Сфера», 2009. С. 6. 3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. С. 13. 4. Горбунова О. В. Анализ речевого развития старших дошкольников с рече- вой патологией в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура : журн. 2008. № 3. С. 45. 5. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физ- культурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4–7 лет : метод. пособие. СПб. : Детство-пресс, 2005. С. 3. 6. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа до- школьного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василь- евой. М. : Мозаика синтез, 2012. С. 182. 7. Якушина Т. Утренняя гимнастика с элементами логоритмики // Дошколь- ное воспитание. 2003. № 12. С. 41.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=