Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 231 речевых нарушений развитие и коррекция нарушений двигательной сферы яв- ляется важной составляющей в комплексной работе нескольких специалистов: логопеда, психолога, учителя, методиста по лечебной физкультуре, массажи- ста. Систематическая и целенаправленная совместная работа всех специалистов позволит перевоспитать речь через тренировку и развитие необходимых качеств общей, тонкой и речевой моторики. Особую группу представляют дети, у которых тяжелая речевая патология вторично осложнена задержкой психического развития. Нарушения двигатель- ной сферы у них проявляются наиболее сильно. Физическая подготовленность значительно отстает от возрастной нормы. Эти дети мало активны, у них отме- чается плохая координация движений. Они не могут стоять по стойке «смирно!». При выполнении сложного задания у них возникают непроизвольные лишние движения в различных отделах тела и конечностей. Характерно поверхностное и неритмичное дыхание. Они не умеют выполнять самые простые движения согла- сованно с группой. У таких детей неправильная ходьба с одновременным движе- нием одноименной рукой и ногой. Они не знают где у них правая, где левая рука или нога. Выявляют особенности своеобразия познавательной деятельности таких де- тей. У них плохая память. Для них вызывают затруднения в восприятии обще- принятых строевых команд и игровых правил. Возникает впечатление, будто дети не слышат педагога, хотя смотрят на него и не отвлекаются, однако задания не воспринимают и не понимают. Они плохо знают названия частей тела и дви- жений, с трудом соотносят словесное описание с показом образца. При выпол- нении заданий, игр дети быстро утомляются и теряют к ним интерес. В процессе выполнения упражнений проявляется боязливость. Неловкость детей в обраще- нии с физкультурной формой (не умеют завязывать шнурки на спортивной обуви, отличать лицевую сторону одежды от изнаночной) [3]. Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фак- тором функциональной активизации обменных процессов в организме ребенка, поэтому роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится очень значимой и актуальной, так как гармоничное развитие ребенка возможно только при комплексном подходе к формированию основ здорового образа жизни [1]. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных компонентов двигательно – пространственных упражнений [7]. Горбунова О. В. подчёркивает, что от успешного решения задач физиче- ского воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит развитие лич- ности ребенка с нарушениями развития [4]. Значительные трудности дети испытывают при выполнении движений по словесной и многоступенчатой инструкциям. Они отстают от сверстников в точ- ном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам. Такие дети нарушают последовательность элементов действия,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=