Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 230 сферы дошкольников с учетом клинической формы речевой и конкретного уровня нарушения управлениями движениями. Речевой аппарат состоит из 3 отделов: центрального, проводникового и пе- риферического. Периферический отдел включает дыхательный, голосовой и ар- тикуляционный отделы. Логопед занимается развитием движений артикуляци- онного аппарата. Развитие дыхательного и, частично, голосового отделов рече- вого аппарата осуществляет физическое воспитание. Клинико-педагогическая классификация выделяет следующие нарушения вос- произведения речи: при дислалии, ринолалии и дизартрии страдают звукопроизно- шении и тембр голоса; при тахилалии, брадилалии, заикании нарушены темп и ритм речи; при алалии, афазии выделяются системные нарушения речи, т. е. всех ее сто- рон, в том числе, в двигательной; при афонии (дисфонии) – нарушении голоса. При функциональной дислалии не отмечается серьезных нарушений общей моторики (выявляются незначительные нарушения тонкой произвольной мото- рики рук и пальцев, и недостаточное развитие движений артикуляционного ап- парата). При механических дислалиях в значительной степени нарушены рече – двигательные акты и мимические движения, вероятны нарушения физиологиче- ского и речевого дыхания и голоса. При ринолалии в большинстве случаев нарушена общая, тонкая произволь- ная, лицевая и речевая моторика. Дети физически плохо развиты, часто болеют. Для них характерна астенизация организма, нарушения координации, плавности, чувства темпа и ритма движений. При дизартрии нарушения двигательной сферы сводятся либо к гиперто- нусу, либо гипотонусу мускулатуры не только речевого аппарата, но и мышц всего тела. Нарушена произвольная общая, тонкая и артикуляционная моторика, координация движений, встречаются патологические двигательные стереотипы. При тахилалии и брадилалии наблюдаются чрезмерное убыстрение и замед- ление темпа речи. При брадилалии выявляются общая вялость, паретичность ре- чевой мускулатуры и брадикинезии – замедленный темп всех движений. У детей бывают различные нарушения двигательной сферы. У одних прояв- ляются в сопутствующих движений в момент речи, у других – нарушение всей двигательной сферы в целом: нарушение координации, включаемости в процесс движения, их ритм. У заикающихся детей нарушены не сами движения, а управ- ляемость ими, то есть отсутствует согласованность движений различных групп мышц в заданном темпе. При моторной алалии страдает как артикуляционная моторика, так и двига- тельная сфера, нарушены произвольность движений, координация, темп, плав- ность. В тяжелых случаях у детей наблюдается апраксия – распад схем артику- ляционного действия, напряженность, замедленность определенных движений, распад артикуляционных действий на составляющие их элементы. При афонии нарушения двигательной сферы вторичные. Для таких детей характерны стеснительность, робость в поведении. Движения скованные и не- ловкие. Такие дети избегают общения. При всех вышеперечисленных формах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=