Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 229 УДК 376.37 ББК 75.116.6 Седунова Елена Васильевна кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный университет (Вологда, Россия) aspsedelena@mail.ru Кустова Ирина Александровна кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный университет (Вологда, Россия) kustovaia35@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Аннотация. Статья посвящена вопросу занятий адаптивным физическим вос- питанием в дошкольных образовательных организациях. Значимость данных занятий велика. Целью исследования является изучение содержания и особенности организа- ции адаптивного физического воспитания детей с нарушениями речи. Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание (АФВ), адаптивная физи- ческая культура (АФК), особенности организации АФВ в дошкольных образователь- ных организациях для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на разви- тие необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и спо- собностей для жизнеобеспечения и совершенствования организма [6]. В работах Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. указывают на то, что детям с нарушением речи присущи отставания в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации, снижении скорости и ловкости выполнения упражнений. Такие дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции педагога. Дети с нарушениями речи отстают от сверстников в воспроизведении дви- гательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают по- следовательность элементов действия. Затруднение вызывают, например, пере- катывание мяча с руки на руку, передача мяча с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритми- ческие упражнения под музыку. Для таких детей характерна недостаточная ко- ординация движений пальцев, кисти руки, замедленность, торможение на од- ной позе [5]. Волкова Г. А. в своих исследованиях моторики у детей с речевой патологией строит дифференцированную работу по патологии коррекции двигательной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=