Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 226 Более опытные педагоги выделяют среди наиболее важных качеств эмпа- тию, коммуникабельность, дисциплинированность. Именно эмпатия, по их мне- нию, играет центральную роль в создании доверительной атмосферы, где обуча- ющийся с ОВЗ чувствует себя комфортно и безопасно. Коммуникабельность, в свою очередь, позволяет доступно доносить информацию, формулировать за- дания и предоставлять обратную связь так, чтобы она была конструктивной и поддерживающей. Помимо личностных качеств, большое значение имеют и определенные свойства психических процессов. И опытные педагоги, и молодые специалисты сходятся во мнении, что только высокие показатели устойчивости внимания поз- воляют тьютору заметить индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка. А гибкость мышления будет способствовать проявлению необходимой импровизации и поможет найти выход в непредвиденных ситуациях, которые довольно часто возникают в процессе обучения школьников с РАС. На основании полученных в процессе анкетирования результатов нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня разви- тия личностно-значимых качеств тьютора. Все предложенные мероприятия мы разделили на три основных направления: первое направление – мастер-классы, круглые столы, тренинги; второе направление – творческие и исследовательские группы; третье направление – педагогические кейсы. Приведем ряд примеров из каждого направления работы: – мастер-класс по толерантному общению с аутичными детьми. В рамках мастер-класса педагоги знакомились с качествами толерантной и интолерантной личности, провели тренинг словесной оценки, организовали работу в группах с использованием разнообразных форм общения – когнитивного, эмоциональ- ного, деятельностного. – мастер-класс по формированию настойчивости в достижении поставлен- ной цели. Педагоги пытались преодолеть непроходимые лабиринты, выполняли в парах противоборствующие, противоположные роли, обыгрывали различные способы выхода из конфликтных ситуаций. – тренинг по формированию коммуникативных навыков позволил наладить взаимодействие между педагогами, освоить новые способы взаимодействия с учащимися с РАС. Упражнения в парах, такие как «зеркало», «тень», «правая и левая рука», способствовали формированию умения договариваться, чувство- вать партнера по общению, реагировать на любые изменения ситуации. – создание творческой группы по разработке документации было обусловлено необходимостью учета тьютором мнений разных специалистов. Чтобы своевре- менно каждый из педагогов мог получать актуальную информацию о состоянии ре- бенка с расстройством аутистического спектра, педагогам было дано задание дора- ботать основные параметры документов, разобраться в стиле заполнения журналов. – исследовательская группа педагогов активно занималась вопросами со- ставления и реализации адаптированной образовательной программы, индиви-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=