Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 223 Особенности взаимодействия, в значительной мере, определяются сферой его осуществления. Данное утверждение представляется верным и по отноше- нию к коммуникации в рамках профессиональной деятельности в сфере физиче- ской культуры и спорта. Обусловлено это, в частности, тем, что «теоретические и практические аспекты педагогической деятельности в области физической культуры непостоянны и зависят от таких факторов как образовательная цель, место проведения учебного занятия, контингент занимающихся, использование разнообразного спортивного инвентаря, оборудования и пр.» [2, с. 120]. Поэтому для успешности коммуникации важно учитывать особенности обучающихся, с которым преподавателю или тренеру необходимо поддерживать взаимодей- ствие. Так, особенно важными процессы коммуникации представляются при осуществлении деятельности в сфере адаптивной физической культуры, по- скольку в данном случае необходимо наличие постоянно действующей эффек- тивной обратной связи, позволяющей получать точную информацию о текущем состоянии обучающихся. Получаемая информация может оперативно использо- ваться для внесения коррективов в ход тренировочного процесса, чтобы созда- вать условия для всемерного повышения его результативности. Важную роль в создании условий, необходимых для реализации практик эф- фективной коммуникации, играет создание на занятиях по адаптивной физиче- ской культуре доброжелательной атмосферы. Каждый обучающийся должен с самого начала понимать, что он может в случае необходимости обратиться к своему тренеру или преподавателю, который выслушает его и окажет помощь. Одним из путей создания подобной атмосферы можно считать проведение об- суждений по результатам каждого занятия. Следует предусмотреть время, когда преподаватель и обучающиеся смогут высказать свои пожелания, обсудить до- стижения и неудачи, наметить подходы к решению конкретных проблем. Все это должно проходить в атмосфере доброжелательности и открытости. Особую роль при этом играет профессионализм конкретного специалиста по адаптивной фи- зической культуре, который должен понимать, что для его подопечных особенно важны внимание и поддержка. Ему следует стремиться учитывать личностные особенности всех обучающихся, целью занятий с которыми является, прежде всего, укрепление здоровья, а не достижение высоких спортивных результатов. Следствием реализации обозначенного подхода должно стать повышение моти- вации обучающихся к занятиям физической культурой, формирование у них веры в собственные силы и понимание важности здорового образа жизни для гармоничного развития каждого индивида. Формирование навыков эффективной коммуникации можно считать одним из аспектов подготовки специалистов по адаптивной физической культуре. На практике это предполагает определенную трансформацию учебного процесса в образовательных организациях соответствующего профиля. В результате у бу- дущих специалистов по адаптивной физической культуре должны быть сформи- рованы дополнительные компетенции, которые в дальнейшем позволят им уста- навливать и поддерживать взаимодействие с обучающимися, рассматриваемое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=