Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 217 участники педагогического коллектива, в том числе врачи, тренеры, инструк- торы по физической культуре, и следует включать в эту работу родителей или законных представителей детей [5]. Исследования, проведенные П. И. Храмцовым и Н. О. Березиной, показы- вают, что особенностями состояния здоровья, физического развития и функцио- нальных возможностей организма дошкольников являются: негативная дина- мика показателей здоровья с преобладанием хронических заболеваний; преобла- дание детей с избытком массы тела; ярко выраженная многолетняя отрицатель- ная динамика функциональных возможностей организма детей 5–7 лет. Это яв- ляется следствием, в том числе, нарушения режима дня и образа жизни ребенка в семье, наличия высокой степени загруженности детей в связи с посещением дополнительных занятий статического характера и низкого уровня здоровьесбе- регающих компетенций современных родителей [7]. По мнению И. В. Кузаевой, И. В. Фроловой, Л. Н. Чесноковой, одним из эффективных средств, способствующих укреплению здоровья детей дошколь- ного возраста, является специально-организованная досуговая деятельность, ко- торая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интере- сами, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, формирование у воспитанников двигательных умений и развитие физи- ческих качеств [3]. Интенсивность физического развития детей и их здоровья напрямую зави- сит от объема двигательной активности. По мнению Ю. А. Величко, успех дви- гательной деятельности ребенка, точность, ритмичность и согласованность его движений напрямую зависят от уровня развития физических качеств. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра- зования (ФГОС ДО) направлен на решение ряда задач, в числе которых охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального бла- гополучия; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, ин- теллектуальных, физических качеств; обеспечение психолого-педагогической под- держки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [6]. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволил нам выделить следующее противоречие: с одной стороны, имеется необходимость формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, с другой стороны наблюдается тенденция к повышению числа дошкольников, увлекаю- щихся малоподвижными играми и занятиями, не связанными с физическими упражнениями, на фоне ухудшения состояния здоровья. Из противоречия возни- кает проблема: как формировать здоровый образ жизни дошкольников в усло- виях насыщенной образовательной деятельности в ДОУ. Учитывая актуальность и перспективность изучения данного направления, в 2023 году Министерство образования Сахалинской области утвердило тему ре- гиональной инновационной площадки (РИП) «Формирование основ здорового

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=