Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 208 многообразных форм предметной деятельности, так и многообразных форм со- циальных действий и общения» [8, с. 6–9]. В совместной здоровьесберегаю- щей деятельности активность взрослого стимулирует ответную деятель- ность ребенка, как субъекта . Заключение . Возникновение субъектности со стороны обучаемого – это ключ к пониманию совместно-разделенной развивающей и здоровьесберегаю- щей деятельности взрослого и ребенка. Большую роль в переходе от заботы к совокупной и далее к предметно-разделенной здоровьесберегающей деятель- ности играет позиция взрослого. Она должна быть эксцентрической, посредни- ческой, направленной на предметное постижение ценностей культуры здоро- вья , опираться на многовекторную зону его актуального, ближайшего (ЗБР) и бо- лее отдаленного развития. Важно не только продемонстрировать образец и способ здоровьесбережения, зафиксированный в культуре, но и пошагово, по- среднически объективировать ребенка на поиск путей, средств, форм оздоров- ления в следующей логике: мотивировать ребенка к переходу от практической к познавательной активности в области здоровьесбережения средствами фи- зической культуры → определить зоны и направления его актуального, ближай- шего и отдаленного развития в решении задачи оздоровления → активизиро- вать ребенка к самостоятельному поиску возможных способов здоровьесбере- жения. Степень активности взрослого в посреднических действиях определя- ется возникающими у ребенка трудностями . Литература 1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные ос- новы психологии здоровья. СПб. : Речь, 2006. 2. Безруких М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М. : Академия, 2008. 3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 4. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т.; сост. М. Г. Ярошевский; вступ. ст. А. Н. Леонтьев; АПН СССР. М. : Педагогика, 1982–1984. Т. 5. Основы дефектологии. 5. Голубев В. В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста. М. : Изд. центр «Академия», 2013. 6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986. 7. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Совокупная деятельность как генетиче- ски исходная единица психического развития // Психологическая наука и обра- зование. 2000. № 2. С. 86–95. 8. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии / М. : Изд-во МГУ, 1983. 9. Ильенков Э. В. Идеальное. И реальность. 1960–1979 / авт. сост. Е. Иллеш. М. : Изд-во «Канон+ РООИ “Реабилитация”», 2018.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=