Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 207 слышать ушами другого, видеть пальцами другого, думать головой другого, но и познать самого себя в зеркале своей собственной речи, своего собственного по- ступка, своей деятельности и ее продуктов, и, благодаря этому постепенно овла- девает знаково-символической функцией сознания и приобретает способность действовать в идеальном плане [4]. Происходит это постепенно. Попадая с рождения в окультуренную или окультуривающую среду новорожденный окружен заботой взрослого, который создает условия для нормального отправления его организма, удовлетворяет его нужды, следит за состоянием его здоровья и развития, но относится к нему как к объекту деятельности [9]. С появлением первых признаков ответной активно- сти со стороны ребенка, мудрый взрослый шаг за шагом предоставляет ему все большую свободу действий, более того, он создает условиях для проявления его физической и психической активности. Это означает, что постепенно извне те- лесно оформленная активность превращается в совместную , точнее совокупную деятельность ребенка и взрослого по постижению культурных форм здоро- вьесбережения. Главное изменение, произошедшее в системе отношений «взрос- лый–ребенок», заключается в том, что взрослый начинает относиться к ребенку как к субъекту деятельности . У него появляются определенные мотивы дея- тельности, он ставит цели и задачи, в решение их тем или иным способом вовле- кает ребенка, подкрепляет желаемое поведение малыша, то есть формирует у него оперантное здоровьесберегающее поведение. В результате у ребенка формируются не просто сенсомоторные реакции в ответ на внешнее раздражение, не стимул-реактивное, неосознаваемое с самого начала поведение, а осмысленное здоровьесберегающее поведение . В результате у ребенка создаются предпосылки для формирования психического образа, точ- нее элементы идеального плана здоровьесберегающих действий. Он начинает взаимодействовать с другими людьми, не как с средством удовлетворения его нужд, а как с носителями ценностей культуры здоровья. Этот этап развития сов- местной деятельности В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряков назвали «совокупной деятельностью» или «преддеятельностью» . В совокупной деятельности взрослый не просто заботится о ребенке как об объекте, а относится нему как к личности , с которой можно и нужно об- щаться и с которой можно и нужно действовать совместно как с субъектом. Со- вокупная деятельность включает предмет деятельности в виде формирования здоровьесберегающего поведения ребенка, орудия в виде педагогических средств, методов и технологий здоровьесбережения, она осуществляется в окультуренной и окультуривающей развивающей и здоровьесозидающей среде , которая трояко опосредствована взрослым (медиатором, посредником), знаком (семиотическим артефактом), орудием (техническим артефактом) [7, 8]. С появлением субъектности ребенка совокупная деятельность преобразу- ется в совместную деятельность , которая по выражению В. П. Зинченко «... «лепит» форму и содержание социальных и предметных действий индивида, ...<...>... становится базой для последующего развития и формирования как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=