Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 206 активности ребенка. В младенческом возрасте – это непосредственное эмоци- ональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познава- тельно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и сти- хов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры. В раннем воз- расте – предметная деятельность и игры с составными и динамическими иг- рушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрос- лым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самооб- служивание, действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность, направлен- ная на овладение основными движениями. В дошкольном возрасте – игровая, коммуникативная, конструирование, изобразительная, музыкальная деятель- ность, восприятие художественной литературы и фольклора, детское экспери- ментирование, самообслуживание, элементарный бытовой труд, творческая дви- гательная активность, направленная на расширение двигательного фонда ре- бенка путем совершенствования основных движений и их производных в виде овладения элементами спортивных игр и спортивных упражнений [13]. Важнейшим условием включения механизмов развития и оздоровления в виде ведущих видов деятельности, физической и творческих видов активности в каждый возрастной период является установление сотрудничества между ре- бенком и взрослым как субъектов совместно-разделенной предметной деятель- ности, сопровождаемых отказом педагога от авторитаризма и потребительским существованием воспитанника в культуре [6, 7]. В связи с этим, изучение процесса возникновения субъектности у обучае- мого и обучающегося является фундаментальной проблемой развивающего и здоровьеформирующего физического образования. Познание его связано с по- стижением логики возникновения и развития предметно-резделенной предмет- ной деятельности, в рамках которой, ребенок, преобразуя окружающую его среду, деятельностно постигая ценности физической культуры, преобразует и себя, свою личность [13]. Переход ребенка от пассивного, ситуационного эмпирического познания ценностей физической культуры к смысловой активности в воображаемой и обоб- щенной позиции и далее к субъектной позиции происходит в несколько этапов, которые соответствуют этапам становления совместно-разделенной деятельности ребенка и взрослого. На момент рождения ребенок обладает рядом врожденных рефлексов, позволяющих ему в первые дни жизни адаптироваться к новой для него среде. То, что называется психикой человека, новорожденный изначально не наделен. Она, по выражению Э. В. Ильенкова, в его мозгу не заключена . Но, при малой данности, ребенок обладает неисчерпаемыми возможностями развития в виде наследственных задатков, являющихся результатом громадного пути орга- нической эволюции человека. Но они не в состоянии собственной силой поднять его сколько-нибудь существенно над ступенью животного стимул-реактивного существования [4]. И только благодаря предметному постижению действительно- сти в процессе обучения и воспитания ребенок приобретает способность не только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=