Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 205 заболеваний традиционными «детскими» болезнями (ветряная оспа, скарлатина, корь, коклюш) и респираторно-вирусными инфекциями, появлению симптомов аллергических заболеваний. Следует также отметить, что для современных детей раннего и дошкольного возраста характерно также: распространенность функци- ональных отклонений в жизнедеятельности организма, наличие хронических за- болеваний костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочепо- ловой систем; аллергические заболевания кожи; физиологическая незрелость, де- фицит массы тела, морфофункциональные отклонения в виде нарушений функ- ционирования опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; кариес зубов, снижение остроты зрения, появление хро- нических болезней. На фоне незначительного снижения случаев заболеваний острой инфекцией увеличивается частота заражения корью, краснухой, ветряной оспой, эпидемическим паротитом [1, 2, 5, 14]. Возникают закономерные вопросы: Каким образом осуществлять психо- лого-педагогические воздействия на фоне кумулятивного эффекта в виде высо- ких темпов развития, сопровождающегося эрозией возрастной нормы физиче- ского и психического развития на фоне низких показателей состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста? Как далеко мы можем зайти по пути стимуляции физического, психического и личностного развития детей сред- ствами физической культуры? Ведь пластичность организма и психики расту- щего ребенка не безграничны. Ответы на эти вопросы лежат в тесно связаны с проблемой оздоровительной физической культуры, в которой учитывалось бы многообразие разнокачествен- ных явлений в структуре отношений «ребенок–природа», «ребенок–культурный предмет», «ребенок–общество», выстраиваемых на принципах психологии раз- вития и здоровьесберегающей педагогики – природосообразности, деятельност- ного постижения ценностей культуры, ориентации физкультурного образования на зону актуального и ближайшего развития ребенка с учетом складывающихся отношений между взрослым – носителем ценностей культуры и воспитанником на каждом возрастном этапе (т. е. социальной ситуации развития). Реализация принципа природосообразности предполагает создание усло- вий для гармоничного раскрытия физического, интеллектуального, эмоцио- нального, социального, творческого потенциалов развития личности как ас- пектов становления личности ребенка. Деятельностное постижение ценно- стей оздоровительной физической культуры – сотрудничество и партнерские отношения взрослого и ребенка как субъектов совместно-разделенной дея- тельности предметом которой выступает здоровье и своевременное физиче- ское, психическое и личностное развитие воспитанника. С оциальная ситуация развития – моделирование специфичной для каждого возраста системы отно- шений «ребенок – взрослый», способствующей постижению воспитанником способностей исторического человека, создавшего ценности культуры, вклю- чая непреходяшую ценность здоровья личности. Сквозными механизмами оздоровления являются ведущие виды деятельности, творческой и физической
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=