Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 204 УДК 796:372.3 ББК 74.100.55 Родин Юрий Иванович доктор психологических наук, доцент, профессор Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия) Rodin_Yurii@mail.ru ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОСТИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аннотация. В тезисах статьи раскрывается субъектность как фундаменталь- ная проблема оздоровления детей дошкольного возраста средствами и методами фи- зической культуры, диалектика которого обнаруживает себя в понятии совместной предметной деятельности; предпринимается попытка приблизиться к пониманию фундаментального вопроса психологии и педагогики здоровья: каким образом осу- ществлять психолого-педагогические воздействия на фоне высоких темпов физиче- ского и психического развития детей дошкольного возраста, высокой чувствительно- сти детского организма и психики к средовым воздействиям, достаточно низких показателей состояния здоровья детей. Исходными теоретическими позициями науч- ной рефлексии являются представление о здоровье как о сложном феномене, связан- ном с духовным ростом человека, возможного постижения им смысла своего суще- ствования и практически достижимой нормой детского развития (В. А. Ананьев, Б. С. Братусь, В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров, Ю. И. Родин) [1, 3, 4, 10, 13, 14, 15]; учение М. К. Мамардашвили о человеке в культуре, идеальном в трактовке Э. В. Ильенкова [9, 11]; положения культурно-исторической психологии об источниках развития дея- тельности в общественной жизни человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.) [4, 6]; понимание Э. В. Ильенковым совместной предметной деятельности как объектив- ной реальности и единицы общественно-исторического производства [9]; положение Д. Б. Эльконина о движении ребенка от ситуативности предметного постижения мира к постижению смысла предметной деятельности при посредничестве взрослого [18] и его развития Б. Д. Элькониным и В. В. Рубцовым в понятиях «совместно-рас- пределенное действие (со-действие)», «посредническое действие» [16, 17]. Ключевые слова: феномен здоровья, субъектность, совместная предметная де- ятельность, дети младенческого, раннего и дошкольного возраста, здоровьесберега- ющая деятельность, оздоровительная физическая культура. Первые семь лет жизни можно охарактеризовать критическим периодом в состоянии здоровья развивающегося ребенка. В раннем детстве пассивный им- мунитет в виде врожденного иммунитета и антител, полученных малышом от ма- тери, при грудном вскармливании заканчивается, а приобретенный иммунитет еще слаб. На этом фоне высокая чувствительность организма и психики детей к средовым воздействиям различной модальности приводит к увеличению частоты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=