Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 20 Цель работы: составить блоки тестов для оценки уровня подготовленности спортсменов, специализирующихся в мини-футболе 5×5 (В1) – спорт слепых. Основная часть. В современном мини-футболе 5×5 (В1) – спорт слепых – подготовка чаще всего выполняется по методикам, разработанным для здоровых спортсменов в мини-футболе и футболе. Дело в том, что в футболе для слепых не хватает специализированных методик организации подготовки. Не проведены в достаточной мере комплексные исследования вопросов спортивной подго- товки и аспектов тренировочно-соревновательной деятельности слепых и слабо- видящих футболистов [3]. Не хватает научно-методической литературы и опыта для квалифицированного управления процессом спортивной подготовки спортс- менов с нарушением зрения; тренерами далеко не всегда воплощаются в жизнь методические рекомендации тифлопедагогов и других специалистов по работе с такими лицами, советующих определенные средства и методы тренировок, виды упражнений, нагрузки и т. д. [4, 5]. Основными помощниками в подготовке спортсменов в мини-футболе 5×5 (В1) – спорт слепых являются партнеры по команде, тренеры, гайды и вратари. Очевидно, что для слепых и слабовидящих игроков практически все технические приемы – остановка, передача мяча, удары, обводка, единоборства – это крайне сложные задачи. Поэтому в обучение таких спортсменов нужно включать про- стые координационные упражнения, развивающие способность быстро ориенти- роваться в пространстве, контролировать и распознавать собственные мышеч- ные ощущения, быстро реагировать на меняющуюся игровую ситуацию, прояв- лять вестибулярную устойчивость и чувство ритма [5]. Основной задачей на тренировках, таким образом, является совершенство- вание прикладной подготовленности, в том числе восприятия ориентационно- направляющих указаний (ОНУ), а также координационно-ориентирующих спо- собностей (усилие, точность, оценка, способность пространственной ориенти- ровки, т. е. «чувство площадки», быстрота переключения внимания в случае необходимости). Эффективное обучение техническим приемам возможно лишь с учетом осо- бенностей соревновательной деятельности слепых игроков, то есть с примене- нием упражнений, моделирующих соревновательную деятельность, характер- ную для футбола слепых [6]. Технико-тактические действия игрока в футболе слепых, которые, как и в «обычных» видах спорта, применяются для решения двигательных задач в той или иной игровой сиуации, требует использования навыка экстраполяции, или антиципации (предвосхищения), т. е. предвидения на основе уже имеющейся информации. Именно эти навыки в совокупности с опытом позволяют спортс- мену эффективно действовать в обстановке реальной игры (соревнования) [3]. Для оценки уровня физической подготовленности игроков в мини-футбол 5×5 (В1) – спорт слепых нами были подобраны тесты, наиболее, на наш взгляд, точно соответствующие соревновательной деятельности в данной дисциплине (табл. 1):

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=