Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 197 В естественных и гуманитарных науках проблема старения недостаточно отрефлексирована. До сих пор отсутствует единая концепция старения. На фоне ювениализации жизненной философии в начале ХХI века доминируют негатив- ные стереотипы старости [7]. В качестве основной проблемы людей пожилого и старческого возраста выделяют ухудшение физического здоровья, снижение чувствительности тела и, как следствие невозможности полноценно владеть те- лесностью [15]. В качестве психологической защиты в пожилом и старческом возрастах формируется иллюзия вечной молодости, бессознательное неприятие своего возраста, любовь к жизни [5]. Пожилые люди стремятся к регулярным контактам с родственниками, друзьями, соседями, испытывая от общения с ними благоприятное для психологического здоровья состояние [14]. И все же, обобщая сложившиеся представления следует отметить, что в современных теоретиче- ских концепциях все более утверждается представление о старости как о воз- расте, в котором процесс старения представляет собой сочетание периодов при- обретения и упадка, и не сводится к постепенному угасанию функций [9]. Это обусловливает поиск путей долголетия и развития личности человека пожилого и старческого возраста. В качестве действенного средства оздоровления людей пожилого и старче- ского возраста в геронтологии выделяют систематические занятия физической культурой направленные на поддержание адаптивных возможностей старею- щего человека, посредством педагогических средств и методов, включающих физические упражнения, естественные силы природы, санитарно-гигиенические факторы, идеомоторные, психогенные, аутогенные средства, инвентарь, техни- ческие средства, тренажерные устройства, спортивную одежду и обувь при стро- гом соблюдении следующих методических правил. Первое правило – постепенность наращивания интенсивности и дли- тельности нагрузок . Оно конкретизируется следующими положениями: 1.1. Оздоровительный эффект для разных органов достигается не одновре- менно . Многое зависит от нагрузок, которые для некоторых органов трудно учесть, поэтому ориентироваться надо на те органы и функции, которые реаги- руют медленнее всего. 1.2. Кривая наращивания нагрузок должна иметь вид S-образной линии . При низ- кой исходной тренированности добавления должны составлять 3–5 % в день по отно- шению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей – меньше. 1.3. Недопущение на занятиях достижения верхних пределов функциониро- вания функциональных систем организма человека для предотвращения перетре- нировки и ухудшения состояния здоровья, как в начале занятий, когда острые, срочные и кумулятивные эффекты тренировки выше, так и на последующих эта- пах, когда человек приближается к пределу своих возможностей и может пе- рейти допустимый уровень. 1.4. Целесообразность посильных и сбалансированных физических нагру- зок с целью улучшения состояния внутренних органов. Отсутствие сбалансиро- ванности физической активности у людей старше 65 лет ускоряет процессы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=