Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 194 Трансгрессия может интерпретироваться «как антропологическая кон- станта, так как она являет собой особую версию антропогенеза» [2]. Приме- нительно к адаптивному спорту нам представляется более удачной дефиниция Мишеля Фуко, который определял трансгрессию как исторический феномен, свойственный современной секулярной эпохе, понимаемый философом через выход человеческого существа за собственные онтологические пределы, а не через планомерное нарушение каких-либо запретов [3]. Таким образом в любом экстремальном виде спорта местность, где он раз- вертывается, становится своеобразным холстом, на котором свободный челове- ческий дух стремится к беспредельному, проявляет свою способность к исследо- ванию скрытых возможностей человека и пренебрежению условностями, нор- мами культуры (то есть заданными ею границами, «непреодолимыми преде- лами»). Для людей с ограниченными возможностями здоровья это пространство служит одновременно полем битвы со своими сомнениями и убежищем, где они бросают вызов ограничениям, налагаемым на них стереотипными социальными ожиданиями, способны преодолевать страхи и предрассудки. В подобных ситуациях существенно возрастает ценность адаптивного спорта: он воспринимается не как хобби или физическая/соревновательная ак- тивность, но как декларация автономии духа, когда тело, несмотря на его пред- полагаемую (кажущуюся) неполноту, становится самовыражающейся целостно- стью, самоосвобождающейся от своей физической природы. Трансгрессия имеет глубокий экзистенциальный смысл: она означает свое- образный вызов социальным, и прежде всего этическим, модусам бытия, доми- нирование духовной сущности человека над его физическим телесным суще- ствованием. В контексте экстремальных видов спорта победа духа над телом окрашивается еще и вызовом укоренившимся в обществе представлениям об ин- валидности. Занимаясь деятельностью, которая традиционно считалась для них недоступной, люди с ОВЗ разрушают преобладающее представление о себе как жертвах судьбы и зависимости от других членов социума, отстаивают свое за- конное место в качестве хозяев собственной жизни и полноправных субъектов общества. Для людей с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в экстремальных видах спорта, содержание трансгрессивных актов – это напоминание, что истинное освобождение человека с особенностями ор- ганизма заключается не в том, чтобы соответствовать устоявшимся нормам, а в том, превзойти их, доказать свою состоятельность как успешного социаль- ного субъекта. Можно сделать вывод, что понятие трансгрессии гораздо уже понятия экс- тремальный вид спорта. Она может входить как компонент в его разновидности, если спортсмен стремится преодолевать свои возможности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=