Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 193 основы мотивации «человека действующего», аксиологические принципы его поведенческой модели. Раскрытие их значения для человека и общества требует комплексного анализа в философском дискурсе, соединяющего социологический и соци- ально-психологический компоненты. Понятие «экстремальный спорт» имеет более широкий объем, поскольку это социальный феномен, предполагающий систему организации, разработку стратегии и тактики, как правило, коллек- тивные действия в команде (поддержка, страховка и т. д.). Сформировались его многообразные виды, отражающие как базовые потребности человека в острых ощущениях, так и особенности отдельных культурно-исторических традиций. А понятие «трансгрессивный акт» скорее относится к девиантному поведению отдельных индивидов, стремящихся получить статус «сверхчело- века» преодолеть собственные ограниченные возможности не только ради са- мого себя, но и для других людей, оказавшихся в подобной ситуации. Риск участника экстремальных видов спорта направлен не только на полу- чение адреналина, но прежде всего на приобретение высокого статуса героя в массовом сознании, что повышает престиж человека. А в рыночном обществе организация подобных программ продвигается ради коммерческих целей. Сле- дует отметить, что если в трансгрессивном акте имеет место преобладание инди- видуальной мотивации, то участники экстремальных видов спорта, как правило, показывают доминирующие коллективные установки, желания стать «героями спорта» и получить соответствующие почетные заслуги. Сравнительный анализ аксиологических оснований поведения спортсменов при ближайшем рассмотрении показывает, что их взаимосвязь становится оче- видной: в обоих случаях имеет место пограничное состояние людей, своего рода маргинальность, но их мотивы различны. Для любого субъекта занятия экстремальными видами спорта по своей сути изначально предполагают выход за пределы возможностей, средней нормы обычного человека, постоянное силовое и волевое перенапряжение. А для чело- века с ограниченными возможностями здоровья подобные действия через пре- одоление собственных физических или психических недостатков означают са- моутверждение себя как автономной личности, способной справиться со своими слабостями, и таким образом в гораздо большей степени преодолеть восприни- маемые им социальные ограничения. В этом случае происходит как бы двойное преодоление – в широком смысле самого себя и устоявшихся социальных норм, а в узком смысле – выход за границы своих ограничений, которые в определен- ной степени определяются конкретным культурным контекстом. В некоторых традиционных культурах телесные и ментальные отклонения считались призна- ками сакрального предназначения, а их носитель наделялся почетным статусом как избранник бога. Жан Бодрийяр отмечает различие базовых моделей тела в отдельных дискурсивных системах – религиозной, медицинской, рыночно- коммерческой. Он утверждает, что «для тела как материала символического об- мена – нет модели , нет кода, нет идеального типа» [1].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=