Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 181 У старшеклассников особенно нарастает уровень стресса в ходе подготовки в единому государственному экзамену. Помимо основных уроков в образова- тельном учреждении, будущие выпускники зачастую посещают дополнитель- ные занятия, курсы, репетиторов. Огромное количество занятий, отсутствие си- стематического отдыха, невозможность отвлечься от учебной деятельности при- водит в значительному увеличению психологического дискомфорта и эмоцио- нальной нагрузки. Известно, что одним из вариантов избавления от психологической нагрузки является чередование видов деятельности – умственной и физической. Давно известно, что физические нагрузки благотворно влияют на психиче- ское состояние любого человека, создают базу для эмоционально-волевого и нравственного развития человека. Движение является физиологической по- требностью любого человека, улучшает настроение, повышает умственную ра- ботоспособность, снижается тревожность. Почему же так происходит? Это можно объяснить изменениями в гормо- нальном фоне человека. Во время спортивных занятий у человека вырабатыва- ется гормон дофамин, который представляет собой нейромедиатор, оказываю- щий положительное влияние на настроение и характер человека. Большинство людей, занимающихся физической культурой, испытывают состояние эйфории во время и после тренировок. У людей регулярно занимающихся физической культурой доказано снижение уровня кортизола, так называемого «гормона стресса». Другие исследования говорят также об изменении концентрации таких хи- мических веществ, как норадреналин и серотонин. Напряжение в мышцах, возникшее во время тренировочного процесса, неиз- бежно влечет их расслабление после окончания тренировки. В свою очередь фи- зическое расслабление дает и психологическую разгрузку, что в свою очередь уменьшает уровень беспокойства и тревоги, а значит, обеспечивает стойкий пси- хологический комфорт. Ритмические упражнения, такие как ходьба, бег и плавание, часто исполь- зуемые на занятия физкультуры в школе, увеличивают активность в головном мозге, активизируют ритмичное дыхание. Регулярные физические нагрузки спо- собствуют снижению уровня тревожности. Давно известно, что люди, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, менее подвержены стрессу. Решая проблему улучшения психоэмоционального состояния путем активи- зации физической активности, был проведен опрос среди обучающихся МБОУ – школы № 52 г. Орла. В данном исследовании приняли участие 48 человек, обу- чающиеся 7-ых классов. Главной задачей опросника было выяснение обстоятельств, влияющих на эмоциональный комфорт в школе, а именно, какие факторы оказывают воз- действие на настроение школьников и тем самым повышают уровень тревож- ности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=