Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 176 – принцип приоритетной роли инклюзивного подхода в организации физ- культурно-спортивной деятельности; – принцип возрастной адекватности педагогических воздействий; – принцип комплексного подхода к формированию личности и дифферен- цированного подхода к лицам с ОВЗ. На втором этапе (2016–2023 гг.) проводились разработка и апробация тех- нологии проведения физкультурно-спортивного мероприятия на основе инклю- зивного подхода с одновременным участием инвалидов разных нозологических групп [5, 6]. Реализация проекта осуществлялась при поддержке Департамента физической культуры и спорта администрации города Нижнего Новгорода, ре- гиональных общественных организаций инвалидов, Нижегородского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское обще- ство инвалидов», образовательных организаций высшего образования (ННГУ им. Н. И. Лобачевского и Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС). Третий этап (2023–2023 гг.) содержал анализ и обобщение полученных ре- зультатов по оценке эффективности реализации физкультурно-спортивных ме- роприятий на основе инклюзивного подхода. За период исследования были про- ведены физкультурно-спортивные мероприятия с учетом возможностей и по- требностей участников, по итогам которых были проведены анкетные опросы, собеседования с участниками, сопровождающими их лицами, представителями команд-участниц мероприятий, также в процессе мероприятий проводилось пе- дагогическое наблюдение за участниками. Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования физ- культурно-спортивного мероприятия для лиц с ОВЗ и инвалидностью проводи- лись совместно с общественными организациями инвалидов. Инклюзивный под- ход здесь реализовывался через участие студентов-волонтеров в мероприятиях, а также участие студентов в совместных командах с инвалидами в соревнованиях на велосипедах-тандемах, состязаниях «Веселые ватрушки», «Веселые старты», мини-керлинг, соревнованиях по фиджитал спорту и др. С 2022 года авторами исследования был разработан и реализован проект массового физкультурно-спортивного мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на основе инклюзивного подхода – фестивали адаптивного спорта «Нижегородский ПараСтарт» (для обучающихся ООВО и СПО) и «Ни- жегородский ПараСпорт» (для обучающихся 5–11 классов общеобразователь- ных организаций). Идея проведения Фестивалей заключалась в том, чтобы про- демонстрировать возможности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью проявлять себя в спортивной деятельности совместно со здоровыми сверстниками. В ходе проведенного исследования была определена технология проектиро- вания физкультурно-спортивных мероприятий на основе инклюзивного подхода. 1. Программа физкультурно-спортивного мероприятия составляется по блочному принципу с учетом уровня физической подготовленности и состоя- ния здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов, участвующих в мероприятии,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=