Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 175 задачами государственной и социальной политики в работе с лицами с инвалид- ностью являются формирование у них социальных, бытовых и профессиональ- ных навыков для дальнейшей жизнедеятельности и самореализации, адаптация их к самостоятельной жизни [3]. Особую роль в решении задач социальной адаптации лиц с инвалидностью в обществе играет адаптивная физическая культура и спорт. Регулярная физкуль- турно-спортивная деятельность позволяет расширить познания о возможностях и способностях ребенка-инвалида, обеспечивает его физическое развитие, фор- мирует новый круг общения [2, 6]. Организация физкультурно-спортивной деятельности для лиц с ограничен- ными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидов должна осуществ- ляться с обеспечением доступности проводимых мероприятий для инвалидов различных нозологических групп и уровня здоровья, их массового участия в мероприятиях, созданием определенной ситуации успеха для каждого участ- ника [5]. Одним из перспективных направлений как в образовании, так и физ- культурно-спортивной деятельности инвалидов, является использование ин- клюзивного подхода, который подразумевает доступность занятий всем зани- мающимся, обеспечивая равные возможности как лицам с ОВЗ, так и здоровым детям и подросткам [1, 7]. Однако процесс реализации инклюзивного подхода в физкультурно-спор- тивной деятельности на данный момент сталкивается с рядом проблем, связан- ных с трудностями организации мероприятий, с социальными барьерами, заклю- чающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в неготовности или отказе как лиц с инвалидностью, так и здоровых обучающихся принять уча- стие в проводимых мероприятиях [4]. В связи с чем, проблема разработки техно- логии проведения физкультурно-спортивных мероприятий на основе инклюзив- ного подхода является актуальной. Цель исследования – оценка эффективности технологии проектирования физкультурно-спортивного праздника для лиц с ОВЗ и инвалидностью на основе инклюзивного подхода. Организация и методы исследования Исследование было проведено в три этапа. На первом этапе (2015–2016 гг.) проводился анализ научно-методической литературы по теме исследования, были определены теоретические и методиче- ские основы технологии организации и проведения физкультурно-спортивного мероприятия с участием лиц с ОВЗ и инвалидностью. В начале исследования были определены теоретические и методические ос- новы технологии проведения физкультурно-спортивного мероприятия с уча- стием лиц с ОВЗ на основе инклюзивного подхода. Для реализации технологии проведения инклюзивного физкультурно-спор- тивного мероприятия были определены следующие принципы адаптивной физи- ческой культуры [3]: – принцип доступности для инвалидов различных нозологических групп;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=