Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 17 в Российской Федерации, в документе «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» Форма № 3-АФК за 2023 год численность штатных работни- ков в области адаптивной физической культуры и спорта составила 24 949 спе- циалистов. По данным, опубликованным Росстатом, общая численность инвали- дов на 1 января 2023 года составила порядка 11 млн. человек, в итоге: по стране на одного специалиста по адаптивной физической культуре приходится в сред- нем 441 человек, имеющих инвалидность. Согласно ежегодной форме статистической отчетности «Сведения о физи- ческой культуре и спорте» форма № 1-ФК за 2023 год в России числится 361 903 спортивных сооружения с учетом объектов городской и рекреационной инфра- структуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом. Согласно годовой форме федерального статистического наблюдения № 3- АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» всего спортив- ных сооружений, приспособленных для занятий граждан, имеющих инвалид- ность 115 264 спортивных объекта. Статистические данные показывают, что проблема в тренерско-преподава- тельском составе уже на сегодняшний день является главной для развития адап- тивного спорта в РФ. Учебные заведения Российской Федерации в настоящее время развивают специализацию по адаптивной физической культуре и спорту, но, к сожалению, решение проблемы по нехватке специалистов остаётся основ- ной задачей. Существует проблема набора студентов на данную специальность. Низкая заработная плата в отрасли, а также тяжёлый труд восстановления инвалидов и психологическая нагрузка на тренера является ключевым фактором при выборе студентом направления обучения. Кадры, уже подготовленные и получившие практику в работе с инвалидами, работающие в государственных учреждениях дополнительного образования, принимают решение перехода в коммерческие структуры, где заработная плата выше, а отчётность меньше. В настоящее время переломить проблему может вмешательство государства и выработка программы по поддержке молодых специалистов, а также уже работа- ющих тренеров-преподавателей в школах адаптивного спорта. Помимо повышения заработной платы стоит задача разработки социальной поддержки для тренерско- преподавательского состава, занимающихся развитием адаптивного спорта. Популяризация данной профессии среди студентов стоит одной из основ- ных задач. Повысить престиж профессии, отличившихся тренеров-преподавате- лей, может и награждение государственными и региональными наградами. Существует практика, которую можно взять за основу. Например, ГУ ДО Тульской области «Областная спортивная школа по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» при завершении спортсменами-инвалидами своей профессиональной карьеры, предлагает пройти обучение в ТГПУ им. Льва Толстого и ГП ОУ «Училище (колледж) олимпийского резерва Тульской области») для продолжении работы в данном учреждении на должности тре- нера-преподавателя. Данная практика показывает, что тренер-преподаватель

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=