Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 168 чтобы помочь ему развиваться как в тхэквондо, так и в жизни. Задача тренера не приспособить ученика под техники, а наоборот – подобрать техники, подходя- щие для ученика. Обучение боевым искусствам понятно для детей с РАС, так как оно осно- вано на большом количестве повторов, а также на визуализации объяснений. Все, что объясняет тренер, он обязательно показывает. Это делается несколько раз, в разном темпе. Ученики должны повторять именно те движения, которые пока- зывает тренер. От них не требуется придумывать собственные движения или им- провизировать. Вербальные инструкции минимизируются и обычно четко при- вязаны к тем действиям, которые делает тренер или спортсмен. Если тренер ис- правляет ошибки, он делает это показывая правильное действие или помогая спортсмену исправить его ошибку [3]. Боевые искусства, включая тхэквондо, оказывают положительное влияние на социальные, коммуникативные навыки, уменьшают стереотипию, улучшают баланс, внимание, моторные функции, память и самоконтроль. – «Инклюзивная академия тхэквондо» – Проект для детей с особенностями ментального развития. Здесь в основе тренировок лежит ритуальность. Спортс- мен заходит в зал, делает поклон, жмет руку тренеру, то же самое делает в конце тренировки, что позволяет выработать определенные нормы поведения, прояв- ления отношения, способов взаимодействия. Множество повторений двигатель- ных действий из тренировки в тренировку, способствует накоплению двигатель- ного опыта, формирует мастерство занимающихся. Действия бесконтактны, что позволяет оказывать влияние на развитие координационных и скоростных спо- собностей, выносливости, а также улучшить память. В данном проекте немало- важным фактором является система мотивации, а именно система поясов. Адаптивное тхэквондо активно развивается в России с 2018 года, на сего- дняшний день более 700 детей и подростков с особенностями здоровья занима- ются этим видом спорта почти в 40 городах России. Активно данный вид спорта развивается в Туле, Владимире, Суздале, Ка- луге, Костроме, Казани, Ярославле, Твери и Краснодарском крае и других горо- дах. В Тульской области Президентом ГТФФедерации тхэквондо и главным тре- нером по адаптивному тхэквондо является Синдеева Анастасия Вячеславовна – двукратная абсолютная чемпионка России по тхеквондо, черный пояс, 3 дан. Хо- чется отметить, что еще в 2021 г она работала на адаптивных группах одна, по- могала только дочь, которая была тьютором. В 2022 году в каждом из районов области открыты секции по данному направлению адаптивного спорта. Рабо- тают тренеры по ОФП и дают первоначальные навыки тхеквондо в городах нашей области. Так в городе Алексине Виноградов Дмитрий Валерьевич, в Туле Конов Дмитрий Валерьевич. Также тренера-преподаватели готовят ребят с ОВЗ к сдаче норм ГТО [2]. Проведенный краткий обзор имеющихся данных о тхэквондо позволяет констатировать, что занятия данным видом спорта весьма доступно и оказы- вает благотворное влияние на здоровье и физическое развитие занимающихся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=