Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 153 Материалы и методы: В исследовании приняло участие пятеро детей в воз- расте от 7 до 10 лет. Для определения исходного уровня функционального со- стояния детей с ДЦП GMFCS III, были проведены тесты: 1. Тест на силу мышц спины. Сидя на лошади, ребенок принимает положение лежа на животе, из этого положения ребёнок должен без помощи инструктора подняться. Учитывается ко- личество подъемов за определенное время; 2. Тест «Движение верхними конечностями на стоящей и идущей лошади». В данном тесте ребёнок должен выполнить три упражнения, которые оце- ниваются по 5-ти балльной шкале (0 баллов, если у ребёнка полное отсутствие выполнения упражнения, 5 баллов, если упражнение выполнено самостоя- тельно). В начале тестирования упражнения выполняются детьми на стоящей ло- шади, затем на идущей. Упражнение № 1. Исходное положение – сидя на лошади, дотянуться до пра- вого носка левой рукой и, наоборот, дотянуться до левого носка правой рукой. Упражнение № 2. Исходное положение – сидя на лошади, руки в стороны, выполняем повороты влево и вправо. Упражнение № 3. Исходное положение – сидя на лошади, дотянуться до ушей лошади, дотянуться до хвоста лошади. 3. Тест «Встань и иди на время». Определение времени на прохождение рас- стояния равное 8 метрам. Дети шли привычным им способом с помощью вспо- могательных средств или с помощью инструктора (родителей). Занятия проводились на базе муниципального автономного учреждения «Зооцентр Надежда», 2 раза в неделю по 30–40 минут, летом – на огороженной площадке с мягким грунтом, зимой – на крытом манеже. Использовался спор- тивный инвентарь: конусы, мячи, кегли, кольца, корзины, специальные спортив- ные седла, гурта с ручками. Лошади подбирались с уравновешенной нервной си- стемой, с длинной и широкой спиной для крупных и высоких детей, а также, для того чтобы ребёнку удобно было выполнять любые упражнения. Занятия были сгруппированы в 4 этапа, задачи каждого этапа приведены в таблице. Таблица Задачи занятий согласно этапам курса иппотерапии № этапа Количество занятий Задачи 1 1–5 занятие (адаптационный) Тренер знакомит ребёнка с лошадью. Ребёнок должен почувствовать лошадь, потрогать, погладить, покор- мить. На этом этапе у него должен пройти страх перед сильным животным. На первых занятиях происходит расслабление спастичных мышц ребёнка за счёт коле- баний спины лошади. Занятия направлены на обеспе- чение возможности формирования навыков управле- ния телом. Инструктор в этот период не даёт никаких указаний ребёнку, он, наоборот, создаёт необходимые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=