Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2024
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 13 Проблема подготовки учителей к работе с детьми, имеющими ограничен- ные возможности здоровья, а также вопросы адаптивной физической культуры вызывали интерес у многих ученых, которые внесли значимый вклад в развитие адаптивной физической культуры и педагогики. Так, С. Н. Блинников, Г. Ф. Друзь, А. И. Батуев, М. П. Левина – авторы множества трудов по адаптив- ной физической культуре и инклюзивному образованию. В своих работах они также делали акцент на физическую подготовку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В научно-методической литературе «Профессионально-прикладная физиче- ская культура» понимается, как специально направленное и избирательное ис- пользование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности [1]. С точки зрения профессиональной подготовки педагога по физической куль- туре, профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой комплекс элементов, которые формируют основу профессиональной деятельно- сти и базируется на физической готовности. Эти элементы включают в себя: – готовность педагога демонстрировать физкультурно-спортивные упражнения, – осуществлять двигательную активность вместе с учениками, – обеспечение безопасности и страховку (поддержку) учеников при выпол- нении различных физических упражнений, – способность преодолевать психологическое и физическое напряжение, связанное с профессиональными обязанностями. Педагог по физической культуре является образцом для подражания, кото- рый вдохновляет учащихся на приобщение к здоровому образу жизни и занятия спортом. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здо- ровья, которые могут испытывать неуверенность в своих физических способ- ностях, выполнении физических упражнений. Наблюдая за педагогом, который демонстрирует упражнения и активно учувствует в занятиях, учащиеся полу- чают мотивацию к преодолению своих ограничений и стремлению к новым до- стижениям [2]. Для эффективного взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные воз- можности здоровья, педагогу необходимо не только демонстрировать упражне- ния, но и активно содействовать их выполнению. В частности, при работе с уче- никами, испытывающими трудности с координацией движений или моторикой, учитель должен оказывать поддержку, помогая сохранять равновесие, переме- щать их в необходимые позиции или даже переносить, если это необходимо для успешного выполнения упражнений. Это требует от педагога развития силы как одного из проявлений физических качеств, кроме того, многие адаптивные игры и упражнения требуют от учителя личного участия, что требует высокого уровня сформированности такого физического качества, как выносливость. В процессе работы педагога по физической культуре с учащимися, которые имеют ограниченные возможности здоровья, особую важность приобретает наглядная демонстрация упражнений. Для таких учащихся может потребоваться
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=