Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 94 в сфере поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида [4]. Но на практике многие семьи с детьми-инвалидами проходят длительный путь от информирова- ния о наличии установленной законом возможности до реализации этой возмож- ности в реальной жизни семьи. Научные исследования последних лет посвящены положительному влия- нию физической активности на функциональное состояние детей-инвалидов, обозначению важной роли семейного окружения для организации физической активности детей и необходимости поддержки, поощрения и обучения семьи во- просам физической активности ребенка с инвалидностью [5]. Феномен физической культуры и спорта имеет все характеристики социаль- ного пространства, состоящего из нескольких полей [1]. Структуру пространства физической культуры и спорта можно представить в виде нескольких полей: мас- совая оздоровительная (рекреационная) физическая культура, физическое воспита- ние в системе образования, физическая реабилитация и спорт. Сила и размеры этих полей зависят от множества факторов объективного или субъективного происхож- дения, а также от практик агентов внутри поля. В зависимости от степени стабильности и сформированности полей на семью действуют как поддерживающие, так и препятствующие факторы макро, мезо-, и микроуровня: накопленные практики правоприменения, наличие материальной базы, административной структуры, кадровой обеспеченности, деятельность местных сообществ и семейных традиций, а также субъективных представлений членов семьи, специалистов, чиновников, волонтеров и других участников. На уровне макросистемы анализ законодательных и нормативных докумен- тов с точки зрения юридического обеспечения физической культуры и спорта показал, что практически все области правового регулирования: понятия и тер- мины; организационная структура; кадровое обеспечение; финансирование и га- рантии; контроль и ответственность, адекватно сформированы и позволяют обес- печить должный уровень физической активности ребенка-инвалида – уроками физической культуры в образовательных учреждениях, тренировками в избран- ном для ребенка виде спорта, массовыми физкультурно-спортивными праздни- ками, выездными рекреационными мероприятиями. На уровне микросистемы взаимодействие с социальным пространством физической культуры происходит через семейные формы активности. Семейно-ориентированные практики физической активности ребенка-инва- лида представлены в учреждениях образования как внеурочная деятельность в форме массовых физкультурных мероприятий с участием членов семей; в спор- тивных учреждениях в форме непосредственного участия родителей в трениро- вочном процессе в избранном виде спорта; в центрах физической реабилитации – в обучении родителей методам обеспечения посильной и адекватной физической активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями функций в домашних условиях. Поле физической реабилитации является наиболее кон- фликтующим для родителей из-за выраженного дисбаланса государственного регулирования данных услуг со стороны макросистемы и требует моральных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=