Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 84 Деятельность современных студентов вузов связана с высоким уровнем ин- формационной нагрузки, необходимостью быстро и адекватно реагировать на воздействие разнообразных стрессовых факторов. Это возможно только при условии нормального функционального состоя- ния, которое во многом определяется возможностью восстанавливать ресурсы организма во время гигиенически полноценного сна. Многими исследователями показано, что нарушения тех или иных компо- нентов полноценного сна приводят к негативным сдвигам функционального со- стояния, что, в свою очередь, обуславливает нарушения как физической актив- ности, так и протекания различных когнитивных процессов. Это выражается в высокой утомляемости, низкой физической и умственной работоспособности, снижении продуктивности памяти и внимания [4]. В настоящее время появляется все большее количество данных, указываю- щих на наличие у современной молодежи и, прежде всего, у студентов тех или иных нарушений ритма «сон-бодрствование» [2, 3, 5]. В большинстве случаев студенты не обладают информацией о важности со- блюдения правильного режима «сон-бодрствование» и возможных отрицатель- ных последствиях его нарушения. Это может приводить к снижению эффектив- ности учебной деятельности, а в некоторых случаях и к возникновению патоло- гических процессов и заболеваний, как соматических, так и психических [2]. Целью нашей работы была оценка умственной работоспособности и успе- ваемости студентов с различным качеством сна. В исследовании приняли участие 20 студентов факультета естественных наук. Эксперимент проводился в межсессионные периоды на 3 и 4 курсе. Качество сна анализировали на основе субъективных характеристик, кото- рые оценивали по пятибалльной шкале К. Шпигель [6]. В результате эксперимента было установлено, что во время обучения на 3 курсе в межсессионный период 21 % студентов имели здоровый сон, они набрали 25.3±1.6 баллов из 30 возможных. Умеренные нарушения сна (19.6±0.6) были выявлены у 79% студентов экспериментальной группы. Студентов с выражен- ными нарушениями сна выявлено не было. Во время обучения на 4 курсе в межсессионный период 40 % студентов имели здоровый сон (24,1 ± 0,4), у 60 % студентов отмечались умеренные нару- шения сна (18,8 ± 0,7). Студентов с выраженными нарушениями сна по-преж- нему выявлено не было. Полученные данные совпадают с результатами других авторов, которые указывают на улучшение качества сна у студентов старших курсов по сравнению с первокурсниками. Выделенные нами экспериментальные группы практически не отличаются по продолжительности сна. В среднем студенты обеих экспериментальных групп спят от 6 до 8 часов в сутки. Большинство студентов спят 6–8 или 8–10 часов в сутки (по 45 % соответственно). По 5 % студентов спят 4–6 часов или более 10 часов в сутки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=