Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 79 Abstract. The article presents some methodological and organizational aspects of the organiza- tion of adaptive climbing classes with adolescents with autism spectrum disorder, which are high- lighted as a result of the analysis of the classes of trainers working with children from this nosological group. Keywords : adaptive climbing, adolescents, autism spectrum disorder, methodological aspects, pedagogical conditions. Адаптивное скалолазание в настоящее время набирает популярность среди детей имеющих отклонения в состоянии здоровья (ОВЗ), строятся скалодромы, проводятся программы повышения квалификации и профессиональной перепод- готовки по адаптивным видам спорта. Как известно, адаптивное скалолазание от (англ. paraclimbing) – вид спорта и вид активного отдыха, для людей с ограниченными возможностями, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скало- дром) рельефу [1]. Занятия скалолазанием с подростками с инвалидностью имеют оздорови- тельно-развивающую направленность, и прослеживается постепенное включе- ние детей с разными видами нозологий, в том числе с расстройством аутистиче- ского спектра (РАС) в соревновательную деятельность по данному виду адап- тивного спорта. На сегодняшний день, в результате анализа литературных источников, мы отмечаем, что существует много невыясненных вопросов касаемых как психо- лого-педагогических, так и методических аспектов организации занятий с под- ростками с РАС в адаптивном скалолазании, в связи с чем затронутая нами про- блема является актуальной. Цель нашей работы : раскрыть методические аспекты организации занятий с подростками с расстройством аутистического спектра в адаптивном скалолазании. Одной из задач исследования явилось теоретическое обоснование опыта ра- боты инструкторов по адаптивному скалолазанию регулярно работающих с под- ростками с РАС на скалодроме «Ладъ» в г. Нижний Новгород и имеющих опыт работы с особенными детьми более 5 лет, в том числе с расстройством аутисти- ческого спектра. Расстройство аутистического спектра рассматривается как - спектр психо- логических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [2]. В течение двух месяцев нами были проанализированы занятия и проведены беседы с 5-ю ведущими инструкторами по адаптивному скалолазанию из Феде- рации скалолазания Нижегородской области. Нами отмечено, что в процессе занятий по адаптивному скалолазанию 100% специалистов в процессе занятий решают не только задачи обучения элементам скалолазания, развития физических качеств, но и систематически применяют упражнения на коррекцию и развитие эмоционально-волевой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=