Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 47 лении их с водной средой и обучении плаванию при акцентированном само- контроле за правильным выполнением упражнений и без него на уровень их дви- гательных координационных способностей. В качестве рабочей гипотезы, мы предположили , что формирование новых двигательных умений будет более эффективным, если в процессе двигательных действий у детей с ДЦП активизировать мыслительные процессы, направленные на контроль их выполнения, то есть во время выполнения движения осуществ- лять самоконтроль правильности его выполнения. Организация исследования . Для достижения поставленной цели был про- веден 8-ми недельный педагогический эксперимент на базе плавательного бас- сейна «Жемчужина», в котором приняли участие 12 детей в возрасте 4–6 лет с различной формой ДЦП. Дети в соответствии с их формой заболевания, воз- растом и полом были разделены на равные по численности контрольную и экс- периментальную группы. Функциональное состояние детей в этих группах не имело существенных различий. Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводились 2 раза в неделю по 30 минут в водной среде и отдельно по 15 минут в зале «сухого плавания». При проведении занятий в бассейне и вне его, дети выполняли упражнения, направленные на начальное обучение плаванию. Формировались умения спуска в воду по лестнице, передвижения в воде с включением движений рук, погруже- ния в воду с головой с задержкой дыхания и выдохом через рот, принятия гори- зонтального положения, с опорой и без опоры, движения рук и ног способами кроль на груди и брасс раздельно и в полной координации, а также других упраж- нений. В условиях зала в большей части выполнялись имитационные упражне- ния той же направленности. В процессе проведения занятий постоянно осуществлялась мотивация пра- вильного выполнения упражнений. Использовались упражнения, выполнение которых требует от детей самостоятельного решения. Детей экспериментальной группы мотивировали к осуществлению самоконтроля за правильным выполне- нием движений. В начале и по окончании педагогического эксперимента экспертным путем определялось выполнение жизненно-необходимых упражнений. Результаты исследования. Результаты наших наблюдений показали более четкое выполнение упражнений в водной среде детьми экспериментальной группы. На этапе освоения с водой в начале проведения эксперимента различие между детьми экспериментальной и контрольной группами в выполнении дви- жений не наблюдалось. Тогда как по завершении эксперимента дети эксперимен- тальной группы явно превалировали в своих парах контрольной группы. Отдель- ные участники экспериментальной группы в заключительной части экспери- мента демонстрировали плавание (5–7 метров) в полной координации движений кролем на груди. На рисунке в виде диаграмм представлены результаты выполнения жиз- ненно-необходимых действий детьми экспериментальной и контрольной групп

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=