Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 42 сельских школ, где факторы, такие как удаленность, малочисленность учащихся и доступ к ресурсам, могут значительно влиять на процесс обучения. В этом контексте базой нашего исследования была выбрана малокомплект- ная сельская школа в одном из сел Тверской области. Тверская область представ- ляет собой типичный регион Центральной России с характерными климатиче- скими условиями, традициями и экономическими реалиями. Организация исследования требовала особого подхода. Во-первых, было важно учесть особенности местного сообщества: культурные, социальные и эко- номические. Во-вторых, необходимо было выбрать методологические инстру- менты, которые позволили бы достоверно собрать и интерпретировать данные. Процесс исследования начался с обзора документации школы и анализа структуры учебных занятий. Затем были проведены опросы учителей и учени- ков, чтобы узнать их мнение о состоянии и эффективности физического воспи- тания в их школе. Кроме того, было организовано наблюдение за уроками физ- культуры, чтобы понять, какие методы и подходы используются на практике. Педагогический эксперимент был организован на базе МКОУ «Лутовская СОШ» с сентября 2022 года по май 2023 года. В исследовании приняло участие 32 учащихся 5–7 классов. 16 (8 девочек и 8 мальчиков) из них составили кон- трольную группу, где дети занимались на уроках физической культуре по про- грамме, разработанной на основе программы В. И. Ляха 2 раза в неделю и посе- щали занятия секции ОФП 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут, и 16 (8 девочек и 8 мальчиков) человек составили экспериментальную группу, занятия с которой строились с учетом реализации программы спортизации как уроков фи- зической культуры, так и секции с продолжительностью занятий также 45 минут. Основным методом, применяемым в исследовании, стало наблюдение. Наблюдение за уроками физической культуры дало возможность понять, как проходит обучение на практике, какие методы и подходы используются учите- лями, какова реакция учащихся на различные формы и методы работы. При этом особое внимание уделялось интерактивным и инновационным методам обуче- ния, а также использованию спортивного оборудования и инвентаря. Дополнительно, для понимания мнения участников образовательного про- цесса, были проведены опросы среди учителей и учеников. Эти опросы позво- лили узнать их отношение к процессу физического воспитания, выявить возмож- ные проблемы и пути их решения. Педагогическое наблюдение в малокомплектной сельской школе Тверской области выявило ряд ключевых особенностей учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Основное внимание учителей физической культуры приковано к формиро- ванию у учащихся базовых физических навыков и умений. Например, в началь- ных классах преобладают упражнения на развитие координации, гибкости и об- щей физической подготовки. Кроме того, заметно, что в школе активно исполь- зуются элементы народных игр и эстафет, что не только делает уроки более ин- тересными, но и помогает учащимся лучше узнавать свои традиции и культуру.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=