Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 269 одна из задач которого является «создание условий для развития и самореализа- ции учащихся, для формирования здорового, безопасного и экологически обос- нованного образа жизни учащихся». В нашем понимании, одним из основных педагогических условий является создание образовательной среды, способству- ющей сохранению здоровья [3]. Основными компонентами такой среды, согласно Г. Серикову, являются следующие: – Мотивационно-целостный. Это подразумевает желание и потребность всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся) в формирова- нии здорового образа жизни. – Организационный . Включает организацию служб, направленных на сохра- нение и укрепление здоровья, в рамках образовательного учреждения, такие как медицинское обслуживание и профилактические службы. – Деятельностный . Направлен на внедрение различных методик и про- грамм в процесс учебно-воспитательной работы, а также способствует систем- ному и совместному подходу в реализации образовательных программ. – Оценочный (рефлексивный) . Этот аспект воплощается через наблюдение за уровнем физического здоровья детей [5]. Здоровьесберегающая образовательная среда – это набор условий, способ- ствующих развитию физического, социально-нравственного и психологического состояния учеников, а также формированию здорового образа жизни. Она вклю- чает активную работу учащихся по сохранению и улучшению своего здоровья, стимулирует их физические потребности и мотивы занятий спортом. Чтобы до- стичь эффективности в этой среде, необходимо сформировать у учащихся моти- вацию, информированность и понимание важности здорового образа жизни, что создаст ответственное и осознанное отношение к своему здоровью и занятиям спортом. Лучшим способом достижения этой цели является организация образо- вательной среды, которая способствует активизации самоорганизации и самосо- знания детей, а также обеспечивает их полноценное физическое, психологиче- ское и социальное развитие. В качестве основных направлений организации здоровьесберегающей обра- зовательной среды могут быть выделены следующие: • Формирование основ здорового образа жизни через внеурочную деятель- ность. Внеурочная деятельность представляет собой различные виды занятий пе- дагогов с учащимися во внеклассное время, способствующие полноценному со- циальному развитию детей. • Внеурочная образовательная деятельность представляет собой комплекс разнообразных видов деятельности, которые имеют обширные воспитательно- образовательные возможности для обучения детей. Во-первых, разнообразная внеклассная работа способствует всестороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда могут быть замечены в учебном процессе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=