Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023
Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 249 Двигательные нарушения, ограничивающие или сковывающие активные движения, неблагополучно сказывается на здоровье ребенка: снижают сопротив- ляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагопри- ятно влияют на развитие всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхатель- ной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятельности. Поэтому разви- тие движений составляет основу физического воспитания этих подростков [1; 2]. Важным аспектом также является формирование умений проявлять и кон- тролировать свои психические состояния, развитие способности к взаимопони- манию между членамигруппы. Необходимо способствовать формирова- ниюнавыков адекватнойэмоциональной реакции на различные ситуации. По результатам констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что у подростков с ДЦП можно констатировать неблагоприятные психические со- стояния. В связи с этим возникает необходимость их регуляции. Цель экспериментальной программы: регуляция неблагоприятных психиче- ских состояний в процессе занятий физической культурой. Задачи программы: 1. Способствовать развитию способности к взаимопониманию между чле- нами группы. 2. Сформировать навыки адекватной эмоциональной реакции на различные ситуации. 3. Сформировать умения управлять своими эмоциями и поведением. Программа коррекции и предупреждения тревожного состояния у детей подросткового возраста с ДЦП формирует контроль за своим поведением и эмо- циями. Перед началом реализации экспериментальной программы был установлен положительно эмоциональный контакт с воспитанниками. Физические упражне- ния предлагались в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий. Занятия проводились три раза в неделю, по 15–20 минут, с учетом их осо- бенностей, индивидуально и в группе, в том числе ежедневно по 10–15 минут проводится утренняя гимнастика и гигиенические процедуры. Для определения уровней физической и психической деятельности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата были изучены и обработаны следующие матери- алы: медико-педагогическая документация, личные дела, медицинские карты, дневники наблюдений. Это все позволило выявить их индивидуальные особен- ности. В дневниках наблюдений отражена история развития, обучения и воспи- тания ребенка с момента нахождения его в детском доме. В процессе физического воспитания подростков с ДЦП использовались: фи- зические упражнения, игры, регуляция посредством другой эмоции. В результате экспериментальной работы, которая предоставляла подрост- кам разнообразное содержание тренинговой, игровой и физической деятельно- сти, все участники смогли реализовать свои возможности, расширить навыки об- щения и социальных контактов, научиться осознавать свои эмоции и чувства,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=