Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023
Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 247 Исследования, проведенные в Российской Федерации, показывают повыше- ние частоты рождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они нуждаются в специальном образовании, соответствующем их особым обра- зовательным потребностям. Демократические преобразования в обществе и эво- люционное развитие системы специального образования способствовали появ- лению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Одним из отклонений в развитии является нарушение опорно-двигатель- ного аппарата, это достаточно распространенная патология, которая встречается в среднем у двух из тысячи детей. Развитие психомоторных функций у таких детей основная проблема нару- шений. Двигательные расстройства наблюдаются у 100 %, речевые – у 75 % и психические у 50 %. Нарушения могут быть различной степени выраженности – от минимальных поражений до максимальных. В большинстве случаев недоста- точная физическая реабилитация приводит к скованности движений и слабости опорной функции в конечностях и статокинетических возможностей позвоноч- ника [1; 2]. У подростков с ОВЗ (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) осо- бенности эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоци- ональной возбудимости (агрессия) и в сочетании с неустойчивостью вегетатив- ных функций, высокой истощаемостью нервной системы. Они отличаются чрез- мерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигательной растормо- женностью, повышенной эмоциональной возбудимостью. В процессе физического воспитания создаются условия дляформирования личности. При правильно составленной и организованной коррекционной про- грамме физическая деятельность стимулирует психическую и физическую ак- тивность пассивных детей, организует снижение возбудимости и увеличивает уверенность в себе. Проблемой исследования психических состояний и особенностей физиче- ского воспитания подростков с ОВЗ занимались: Л. Д. Левитов, Е. П. Ильин, О. А. Прохоров, И. И. Мамайчук, Р. Р. Финна, Н. Н. Ефименко, Б. В. Сермеев. Однако данный вопрос изучен не в полном объеме. Проблема физического вос- питания детей с детским церебральным параличом является недостаточно изу- ченной [2, 3, 6]. Физическое развитие влияет на формирование речевых и сенсорных функ- ций, развитие зрительно-моторной координации, познавательной деятельности, эмоционально волевой сферы и личности [1]. Исследование психических состояний подростков с ОВЗ проходило в ГУТО Головеньковский детский дом-интернат, в нем участвовали воспитанники 11–15 лет, имеющие нарушения в развитии движений с легкой степенью ДЦП. По результатам исследования у респондентов рассматриваемой группы уро- вень тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптирован Ю. Л. Ханиным) находится в диапазоне умеренной степени выраженности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=