Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 241 Общеизвестным является тот факт, что уровень развития речи напрямую за- висит от степени сформированности мелкой моторики рук, и на это надо обра- щать особое внимание. Недостаточный уровень развития мелкой моторики за- медляет речевое развитие и может тормозить овладение письменной речью. Использование на занятиях с дошкольниками различных предметов, мани- пуляции с ними способствуют наиболее активному формированию мелкой мо- торики рук, что позволяет качественно воздействовать на речевое развитие ре- бенка. В качестве предметов, используемых на занятиях, наиболее эффективным является использование мяча. Использование мячей в процессе занятий с до- школьниками с ОНР позволяет укрепить мышцы спины и брюшного пресса, что немаловажно для формирования правильной осанки, способствуют стимуляции работы вестибулярного аппарата, развивают чувство равновесия, оказывают тре- нирующее и активизирующее воздействие на моторные рефлексы ребенка. При выполнении упражнений на мяче происходит механическая вибрация способ- ствующая укреплению позвоночника, повышается подвижность суставов и эла- стичность окружающих тканей. Следует отметить, что кроме разного размера мячи имеют и разный цвет. Разные цвета по-разному воздействуют на психиче- ское состояние и физиологические функции ребенка, вызывают положительные эмоции. Выполнение упражнений следует всегда сопровождать речевым прого- вариванием в определенном ритме, темпе, громкости звучания голоса, что поз- волит согласовать индивидуальный внутренний ритм ребенка с практическим выполнением двигательного задания. Проговаривание слов, фраз, стихов, ко- манд с одновременным выполнением движений делает речь более ритмичной, четкой и плавной позволяет расширить словарный запас ребенка, позволяет по- следовательно напрягать и расслаблять мышцы гортани, что немало важно для этой категории детей. Для согласованности движений рук, ног и туловища целесообразно приме- нять «телоупражнения» (физические упражнения, позволяющие осознанно и осмысленно сосредотачивать внимания на познаваемых частях тела, одновре- менно создавая кратковременные напряжения связок и мышц). Использование таких упражнений способствует укреплению условных связей в коре головного мозга. Немаловажным фактором, оказывающим влияние на развитие речи ребенка, является правильное физиологическое и речевое дыхание, которое у детей с об- щим недоразвитием речи нарушено. При выполнении физических упражнений на это надо обращать особое внимание: выполнять различные дыхательные упражнения на счет, на задержку на вдохе, на выдохе, следить за плавностью дыхания. Правильное дыхание в момент произнесения слов, ненапряженная ар- тикуляция составляют основу правильного звучания речи. Дыхательные упраж- нения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произ- вольность [2, с.169]. Поэтому развитие дыхания – это важный коррекционный момент в устранении речевого дефекта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=