Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 229 В ходе исследования осуществлялась реализация программы «Путь к успеху» (авторы Елисеев К. И., Руднева Л. В., Кобзаренко В.) [3] с применением педагоги- ческих условий, соблюдение которых необходимо для повышения двигательной подготовленности эффективности соревновательной деятельности в целом. Основными педагогическими условиями программы являлись: • учет первичного дефекта и вторичных отклонений; • комплектование велотандемов с учетом психомоторных способностей ве- дущего спортсмена и спортсмена с нарушением зрения; • применения средств для развития тактильных, слуховых и вибрационных ощущений при работе в тандеме; • включение тандемов в соревновательную деятельность как важного усло- вия социализации. Общая физическая подготовка спортсменов с нарушением зрения строилась с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подго- товительных упражнений на основные. В качестве средств использовались упражнения, развивающие скорость, гибкость, силу и ловкость. Для развития силы применялись упражнения с медицинболами, общеразви- вающие упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, упражне- ния на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке, лежа на спине и жи- воте, висы и упоры и т. д. Для развития ловкости вводились необычные условия при езде на велосипеде; зер- кальное выполнение упражнений; эстафеты, упражнения на гимнастической скамейке и бревне, лазанье по канату, по гимнастической стенке, преодоление препятствий. Для развития гибкости применялись специальные упражнения (маховые упражнения для рук, ног; статические и динамические движения с максимальной амплитудой движения). Упражнения, направленные на развитие гибкости объ- единялись с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость включались в комплексы утренней зарядки и разминок (перед тренировкой, соревнованием). Для развития быстроты использовался бег на месте и в движении, выполне- ние различных упражнений на время. При построении двигательного образа движения, развития силы, быстроты, выносливости в велоспорте тандеме мы использовали тренажерные устройства, инвентарь, оборудование и страхующие средства. В частности, для отработки педалирования и быстроты, накатки объемов ис- пользовали станковую работу (на велотренажерах). В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что тренажерные сред- ства, обеспечивают специализированное совершенствование двигательных ка- честв. К примеру, для развития выносливости использовался велостанок на ко- тором нужно держать определенный темп не менее 80–90 оборотов. По нашему мнению, важным для развития выносливости являлось «накатыва- ние объемов» и отработка слаженных действий экипажа- рулевого (зрячего) и пи- лота (спортсмена с нарушением зрения). Для этого организовывались тренировоч- ные сборы в горной местности в Крыму [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=