Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 223 Проблема организации адаптивного физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время является актуальной. Интерес специалистов к проблеме АФВ детей, подростков и учащейся молодежи с различными отклонениями в состоянии здоровья значительно возрос. Научно- методическое обеспечение работы с этой категорией лиц не соответствует тре- бованиям времени и нуждается в современном методологическом, организаци- онном и практическом обосновании. Таким образом, существует потребность в решении данной проблемы и совершенствовании научных основ физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в целях повышения эф- фективности процесса АФВ в разных типах образовательных учреждениях. Адаптивное физическое воспитание, по данным С. И. Филимоновой, отно- сится к виду адаптивной физической культуры. В отличие от других видов у АФК свои задачи, а значит и свои средства, методы и формы организации. У АФВ достаточно разнообразные формы организации, которые по данным ав- тора подразделяются на: – постоянные формы, куда входят уроки, зарядка; – непостоянные, к которым относится любой активный отдых; – массовые, к которым можно отнести спортивные фестивали и праздники; – соревнования; – игры. Все формы организации могут проводиться и организовываться не только общеобразовательными организациями, но и родителями, городом, администра- цией и т. д. Объединяет все формы организации АФВ одна общая цель, это приобщение людей с ограниченными возможностями к физической культуре и спорту, развитие личной активности и творчества, формирование здорового образа жизни и т. д. [6]. Л. В. Шапкова в своей статье отмечает, что АФВ проводится в общеобразо- вательных организациях с обучающимися в специальных медицинских группах. К ним относят обучающихся (школьников или студентов), у которых есть про- блемы со здоровьем и обычная физическая культура им противопоказана, так как им нельзя большие физические нагрузки. Но это не означает, что им совсем нельзя заниматься физической культурой, наоборот, даже нужно, но специаль- ной лечебной физической культурой. Автор рекомендует обучающихся специальной медицинской группы разде- лить на подгруппы по тяжести и характеру заболевания. При этом, в статье от- мечено, что характер заболевания может быть временный, поэтому все может измениться. Рекомендуется подразделять на подгруппы А и Б, для более удоб- ного и правильного назначения программ по АФВ [7]. К подгруппе А относят обучающихся, у которых заболевание имеет обрати- мый характер, дети с ослабленным здоровьем. К подгруппе Б относятся обучающиеся, имеющие тяжелые заболевания, не обратимые последствия от таких заболеваний.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=