Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 219 Понятие «тьюторство» получило в Российской Федерации широкое рас- пространение с появлением инклюзивного образования, с созданием возмож- ностей для обучения детей с ограниченными возможностями совместно со своими сверстниками, не имеющими таких ограничений. Несмотря на то, что документально «тьюторство» и «инклюзивное образование» было законода- тельно закреплено в Законе «Об образовании в Российской Федерации» еще в 2012 году, до сих пор остаются неизученными особенности работы тьютора, его функции [3]. Целью проведенного нами исследования было изучение особенностей ра- боты тьтора в ресурсных классах для школьников с расстройством аутистиче- ского спектра (РАС). В течении учебного года нами было организовано педаго- гическое наблюдение за деятельностью тьютора, анализ результатов которого позволил выявить основные трудности в работе тьютора, специфику его деятель- ности и условий работы. Тьютор в школе – это специалист, который на основе изучения интересов, потребностей и склонностей каждого ребенка создает индивидуальную траекто- рию для его развития. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. В Тульской области на данный момент тьюторство получило широкое рас- пространение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в Центре образования № 42 г. Тулы были созданы условия для инклюзивного образования школьников с расстройством аутистического спек- тра. С этой целью в образовательном учреждении был открыт ресурсный класс, т. е. специальное помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обу- чении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими по- требностями. Начальное образование у школьников с РАС пролонгированное, то есть вместо четырех лет, они учатся шесть лет, и эти два дополнительных года явля- ются необходимыми для полноценного усвоения материала, более длительной адаптации школьников с РАС. Период адаптации у каждого ребенка свой: у кого-то он может длиться месяц, у кого-то год, а кто-то так и не сможет начать обучение в обычном общеобразовательном классе. Главная задача ресурсного класса – привить детям социально-бытовые навыки. Обучение детей в таком классе осуществляется по Федеральной адаптированной образовательной про- грамме начального общего образования для обучающихся с ограниченными воз- можностями здоровья [2]. В ресурсном классе создана специальная развивающая образовательная среда. Особенностью такой среды является наличие специальных зон, большого количе- ства наглядного материала, расписание в виде карточек ПЭКС, которые представ- ляют собой альтернативную систему коммуникации для детей с РАС, специальное оборудование и инвентарь – игровые пособия и дидактические материалы. На момент исследования в ресурсном классе обучалось восемь школьников с РАС, половина из которых были прикреплены к общеобразовательному классу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=