Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 216 Применительно к контексту профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре гуманизация образования может рассматри- ваться в двух аспектах. Первый подразумевает учет личностных особенностей самих обучаемых, и в данном случае мы не видим значимых различий с реализа- цией любых других программ высшего и профессионального образования. Вто- рой же аспект предполагает трансформацию содержания подготовки в области адаптивной физической культуры с целью формирования у будущих специали- стов готовности к практической реализации модели инклюзивного образователь- ного пространства, значимым в ходе реализации которой «является механизм продуктивного взаимодействия между различными уровнями образования и его субъектами» [1, с. 12]. Как следствие, переосмыслению должны подвергаться как содержание образования, так и применяемые педагогические технологии. Ре- зультатом реализации обозначенного подхода должно стать формирование у бу- дущих специалистов образовательной инклюзивной культуры, под которой со- временные исследователи понимают «комплекс социально значимых качеств и норм поведения, базирующихся на этических постулатах равного отношения между участниками инклюзивного образовательного процесса, и проявляю- щихся в гуманном и дружественном взаимодействии» [2, с. 17]. Очевидно, что отправной точкой эффективной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре должно стать определение перечня компетен- ций, формирование которых необходимо для успешного осуществления ими профессиональной деятельности в условиях гуманизации. Это, на наш взгляд, уместно рассматривать в русле актуальных тенденций развития современного образования, ведущая роль в котором отводится практикам, основанным на реа- лизации компетентностного подхода [3]. При этом в рамках формирования пе- речня необходимых компетенций следует ориентироваться на особенности са- мих обучающихся, а также стараться учитывать пожелания действующих и по- тенциальных работодателей. Обеспечить выполнение данного условия можно посредством организации эффективной системы обратной связи. Результатом учета мнения работодателей может стать внесение изменений в конкретные об- разовательные программы в области адаптивной физической культуры, что, несомненно, в перспективе позволит повысить качество профессиональной дея- тельности специалистов. Использование инновационных педагогических технологий в рамках фор- мирования у обучающихся готовности к осуществлению профессиональной де- ятельности в условиях гуманизации образования подразумевает, в частности, трансформацию подходов к организации учебного процесса по социально-гума- нитарным дисциплинам. Так, наряду с проведением традиционных практических занятий можно предусмотреть организацию круглых столов или диспутов по различным проблемам. Например, в рамках освоения дисциплины «Иностран- ный язык» будущим специалистам по адаптивной физической культуре может быть предложено провести мини-конференцию, на которой каждый из них сде- лает небольшие доклады, тематика которых должна соответствовать профилю

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=